Лента новостей 2012 г.

11.10.2012 | Lenta.ru
На Украине рассекретили информацию о боевых дельфинах

Дельфин-афалина. Фото NASA
   На Украине возобновлена программа подготовки морских животных в интересах Военно-морских сил страны. Об этом сообщил РИА Новости источник в силовых структурах Севастополя. В частности, речь идет о боевых дельфинах.
   "Сейчас в государственном океанариуме в Севастополе готовят десять афалин для выполнения спецзадач военного флота Украины, регулярно в акватории Севастополя украинские военные проводят тренировки животных по поиску предметов на дне моря", - рассказал источник.
   По его словам, животных тренируют, в частности, на обследование участков моря, поиск определенных предметов, а также нападение на подводных диверсантов. Представитель силовых структур рассказал, что в 2012 году были проведены успешные тренировки по поиску предметов под водой. "Задачи были выполнены, - отметил он, - наши дельфины находили предмет и касались его устройством, закрепленным на голове, после чего на поверхность отстреливался буй".
   Планируются также учения "по противодействию атаке диверсантов в целях защиты кораблей в бухте и на рейде".
   Следует отметить, что хотя в сообщении РИА Новости идет речь о "возобновлении программы", при этом не уточняется, когда конкретно она была возобновлена. Источник агентства утверждает, что "по большому счету программа подготовки животных в военных целях не прекращалась никогда, но и не афишировалась".

Ранее в пресс-службе ВС Украины заявили изданию "Аргументы и факты", что "вся информация о боевых дельфинах засекречена".
   Океанариум для специальной подготовки дельфинов, а также других животных был создан в Севастополе в 1960-е годы. В частности, дельфинов тренировали для борьбы с подводными диверсантами. Для этого на них надевали своего рода намордники с прикрепленным ножом или пистолетом. Другой способ нападения, как писал журнал "Вокруг света", заключался в том, что дельфина обучали срывать маску и вытаскивать дыхательную трубку изо рта диверсанта, а затем выталкивать его на поверхность (где его уже могли ликвидировать бойцы противодиверсионных отрядов).
   После распада СССР океанариум оказался в распоряжении Украины. Некоторое время подготовка животных продолжалось, однако затем была прекращена из-за отсутствия финансирования. Прошедшие подготовку дельфины были проданы Ирану.

18.07.2012 | Lenta.ru
Дельфинов заподозрили в использовании нелинейной математики

Ученые выдвинули гипотезу о том, что мозг дельфинов может обрабатывать информацию от их ультразвукового сонара с использованием алгоритмов нелинейной математики. Работа опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society A, а ее краткое содержание приводит Discovery News.
     Внимание исследователей привлекло необычное поведение дельфинов во время охоты, когда они проникают в стаю рыбы и испускают микроскопические пузырьки. Считается, что животные делают это для того, чтобы сбить с толку добычу и заставить ее плотнее подплыть друг к другу. Авторы обратили внимание на то, что наличие таких пузырьков сильно мешает использованию ультразвукового сонара животных, так как воздух сильно рассеивает звук. Следовательно, либо дельфины таким поведением мешают сами себе, либо они могут отделять сигнал, отраженный от тела рыб от сигнала, рассеянного пузырьками.
     Ультразвуковые щелчки, издаваемые дельфинами для ориентации, имеют немного разную амплитуду. Ученые показали, как именно это свойство может использоваться для отделения сигнала от фона. Для этого требуется не особая чувствительность сонара, а довольно сложный алгоритм обработки отраженного сигнала.
     Такой алгоритм включает элементы нелинейной математики - дифференциальные уравнения и уравнения в частных производных. Это заставляет предположить, что мозг дельфинов в той или иной форме способен проводить такие сложные вычисления. Авторы, однако, подчеркивают, что до проведения прямых экспериментов с реальными животными данное предположение является всего лишь гипотезой.

Ранее другая группа ученых с помощью анализа генома дельфинов определила гены, важные для развития нервной системы млекопитающих. По сравнению с сухопутными предками, относительный объем мозга дельфинов увеличился в три раза. Это дало возможность ученым сопоставить изменения в геноме с изменением в нервной системе и определить ответственные за эти изменения гены.

27.06.2012 | Lenta.ru
Гены дельфинов рассказали об эволюции мозга

Ученые проанализировали особенности ДНК дельфинов, и определили те гены, которые позволили их предкам резко увеличить объем мозга. Работа опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B, а ее краткое содержание приводит ScienceNow.
     Генетики сравнивали последовательности ДНК десяти тысяч белок-кодирующих генов у дельфинов с их последовательностями у других млекопитающих. После этого определяли скорость эволюции отдельных генов и генома в целом. Это позволило установить, на какие гены оказывалось давление отбора (изменения в их последовательности были связаны с приобретением организмом новых свойств), а какие гены накапливали случайные мутации.
     Внутри десятитысячной выборки удалось обнаружить 228 генов, мутации в которых сделали дельфинов такими, какими мы их знаем теперь. Двадцать семь из этих генов были связаны с центральной нервной системой. Среди них были и такие, которые у человека имеют важное значение в регулировании процессов сна, памяти, образования синоптических связей и мышлении.
     Многие из обнаруженных генов участвовали в работе митохондрий и метаболизме глюкозы, в развитии легких и сердечно-сосудистой системы. По мнению генетиков, изменения в последовательности таких генов могут быть одновременно связаны с увеличением объема мозга (он потребляет очень много энергии) и с необходимостью надолго задерживать дыхание при плавании.

Китообразные, к которым относятся дельфины и киты, со времени перехода к водному образу жизни около 50 миллионов лет назад подверглись сильным изменениям. Помимо превращения конечностей в плавники, исчезновения шерсти и развития способности длительное время обходиться без кислорода, у китообразных развился очень сложный мозг. Интеллектуальные способности дельфинов широко известны, а по соотношению объема мозга они опережают даже шимпанзе и находятся на втором месте после человека. По сравнению с их сухопутными предками, мозг дельфинов увеличился в три раза.

20.06.2012 | Lenta.ru
Киты оказались производителями "белых дыр"

Ученые показали, что необычные следы на воде, которые производят при движении киты, представляют собой "белые дыры" - области, ограниченные гидравлическим прыжком. Работа французских физиков пока не принята к публикации, но доступна в архиве Корнельского университета. Ее краткое содержание приводит блог Technology Review.
     Подплывая к поверхности, киты и дельфины своими хвостовыми плавниками образуют на поверхности воды круглые или овальные области, где отсутствуют волны. Эти области (по-английски их называют "flukeprints", от "fluke" - хвостовой плавник) отделены от окружающих волн своеобразной окантовкой в виде высокой волны.
     Чтобы понять, как движется жидкость в этих областях, ученые создали искусственный китовый плавник и воспроизвели исследуемое явление в лаборатории. Скорость течения в разных точках жидкости измерялась с помощью лазерной подсветки частиц и записи получившегося движения. В результате ученые получали для анализа трехмерную схему движения жидкости.
     Оказалось, что движения китов образуют на поверхности океанов необычные гидродинамические структуры, которые можно назвать белыми дырами. Скорость центробежного движения жидкости в них превышает скорость распространения поверхностных волн, поэтому приходящие снаружи возмущения не могут проникнуть внутрь "дыры". Они останавливаются на границе смены скоростей течения жидкости, которую называют областью гидравлического прыжка. Из-за этого поверхность гидравлической белой дыры остается гладкой.

Киты образуют свои следы благодаря ударам хвостовых плавников, образующим мощные потоки воды. Их скорость оказывается достаточно большой, чтобы образовать необычные следы.
     Относительно недавно физики показали, что гидродинамические белые дыры действительно ведут себя так, как предписывает теория. Для этого они моделировали эффект течения воды в раковине и измеряли скорость потока и скорость распространения волн. Для ученых такие гидродинамические эксперименты интересны еще и потому, что они моделируют поведение гипотетических белых дыр пространства-времени, в которые не может проникнуть ни вещество, ни излучение.

14.05.2012 | Lenta.ru
В Керчи из реки вытащили дельфина

Фото с сайта kerch.com.ua

В Керчи местный житель спас маленького раненого дельфина, каким-то образом оказавшегося в реке, сообщает kerch.com.ua. Спонтанная операция по спасению дельфина-белобочки была проведена ранним утром 10 мая на реке Мелек-Чесме.

Морского обитателя, попавшего в пресный водоем, заметил проходивший мимо реки горожанин. Он спустился к водоему, достал животное, а затем к спасению подключился еще один житель Керчи, помогший достать дельфина. Животное выглядело изможденным, а кроме того, у него обнаружили кровоточащую рану.

Мужчина, доставший молодого белобочку из воды, тут же взял такси и повез животное к морю. Вскоре его удалось вернуть в естественную среду обитания. Поскольку дельфина не осматривал ветеринар, сказать точно, справится ли белобочка с травмой и последствиями стресса, сейчас нельзя.

Белобочки могут вырастать до 2,4 метра в длину. Весят взрослые особи в среднем 65 килограммов. Спина такого дельфина окрашена в темный цвет, а живот - в светло-серый. Белобочка является самым распространенным представителем семейства дельфиновых в Европе.

05.04.2012 | Infox.ru
Зоологи изучили слух усатых китов

Усатые киты, так же как и родственные им дельфины, слышат под водой благодаря особому жиру, расположенному на боковой стороне их головы.
     Ученые давно выяснили, что дельфины и другие зубатые киты на голове несут особые жировые отложения, связанные с их челюстями. Это позволяет дельфинам улавливать звуковые волны из океана и передавать их к слуховым органам. Однако слух усатых китов оставался до настоящего времени загадкой.
     В отличие от дельфинов, усатые киты, к числу которых принадлежат крупнейшие млекопитающие на Земле, такие, как голубой кит, лишены расширенных челюстных каналов, где должен размещаться специализированный жир. Кроме того, усатые киты питаются путем фильтрации зоопланктона, в то время как их зубатые родичи используют эхолокацию для поиска подвижной добычи. Всё это заставляло многих ученых думать, что усатые киты лишены сложной акустической системы.
     Однако новое исследование, опубликованное в журнале The Anatomical Record, показало, что некоторые усатые киты всё же обладают «слуховым» жиром, который помогает им воспринимать звуковые колебания под водой. Ученые из Вудсхолского океанографического института изучили головы семи малых полосатиков (Balaenoptera acutorostrala), выбросившихся на берег и погибших. При помощи магниторезонансной томографии специалисты воссоздали трехмерную картину строения головы китов, включающую как кости, так и мягкие ткани. Затем киты исследовались уже путем вскрытия.
     Выяснилось, что малые полосатики так же, как и дельфины, на боковой стороне головы имеют особое (латеральное) скопление жира. Этот жир с поверхности головы передает колебания воды на внутреннее ухо (у наземных позвоночных роль такого передатчика играет звуковой канал, заполненный воздухом). Хотя усатые киты, в отличие от дельфинов, лишены жировых отложений, тянущихся вдоль челюстей, латеральный жир, считают ученые, всё равно помогает им хорошо слышать в воде.

05.04.2012 | Lenta.ru
Южнокорейский суд решил судьбу незаконно пойманных дельфинов

Дельфин из сеульского зоопарка.
Фото с сайта travelpod.com

Суд в Южной Корее рассмотрел дело о дельфинах, которые были незаконно выловлены из естественной среды обитания и помещены в неволю для участия в водных шоу, сообщает Agence France-Presse. По решению суда, компания из пяти дельфинов должна быть конфискована у нынешних владельцев.
     Согласно материалам дела, некая южнокорейская фирма, базирующаяся на острове Чеджудо, приобретала незаконно выловленных дельфинов в период с 2009 по 2010 год. Всего фирма закупила 11 морских животных, при этом не уведомив об этом министерство рыболовства. Пять из этих дельфинов погибли, а еще один был обменен на двух морских львов из зоопарка. Остальные пять стали участниками шоу.
     Суд постановил, что дельфинов необходимо выпустить обратно в дикую природу. Когда это будет сделано, неизвестно. Сообщается, что компания - постановщик шоу с дельфинами должна выплатить штраф в размере десяти миллионов вон (около девяти тысяч долларов).
     Ловля дельфинов и китов без предварительного уведомления соответствующих ведомств в Южной Корее запрещена.
     Недавно выяснилось, что дельфин, живущий в зоопарке Сеула, был одним из морских животных, которых поймали без разрешения властей. Сотрудники зоопарка решили выпустить животное на свободу, предварительно проведя с ним занятия по восстановлению навыков самостоятельного выживания. Ожидается, что дельфин начнет самостоятельную жизнь в 2014 году.