Лента новостей 2008 г.

23.12.2008 | Росбалт
Ученые насчитали 186 дельфиньих «слов»

СИДНЕЙ, 23 декабря. Ученым известно, что каждая группа дельфинов имеет свой особый «язык», который «посторонние» дельфины просто не понимают, пока не пообщаются достаточно времени. Как сообщает mindhobby.com, недавние опыты в Исследовательском центре в Лисморе показали, что язык дельфинов намного сложнее, чем считалось ранее.
     Исследования проводились три года, в подопытных были бутылконосые дельфины возле побережья Байрон Бэй (Австралия). Поведение животных записывалось на видео, а звуки после анализировались и вносились в специальный каталог с учетом начальной, конечной частоты и других параметров. В конце исследования было насчитано 186 разных «свистов». Они были разделены на пять классов, каждый из которых отвечает особым действиям дельфинов.
     «Тусующиеся» дельфины разговаривают однотонными или нарастающими по тону свистами, путешествующие — волнообразными по частоте, которые лучше слышны на больших расстояниях. Дельфины как бы говорят, приплывая в другое место — «Мы здесь, присоединяйтесь к нам!». Отдыхающие дельфины присвистывают особым образом, когда середина свиста едва слышна — получается что-то вроде храпа. Иногда животные испускают спадающий по тону и громкости свист, который пока что не смогли связать с каким-либо действием. С питанием также связан особый вид свиста.
     «Они говорят всем окружающим — еда здесь, у нас есть еда. Возможно, в этих звуках дельфины даже показывают, какой тип еды они нашли», — утверждает Лиз.
     Когда дельфина принудительно транспортируют на специальной лодке, он также издает особые свисты, такие же, как и дельфины, путешествующие в одиночку. Это как бы обозначает: «Я здесь, а где все?».
     Похоже, что звуки, которые издают животные, во многом зависят от окружения, хотя специалист по лингвистике вряд ли назовет их языком. Но даже не смотря на это звуки, которые издают дельфины, еще ожидают дальнейшей расшифровки.

16.12.2008 | Infox.ru
Ремнезубые киты используют зубы как мамонты

Ученым из Института морских млекопитающих Университета штата Орегон (США) под руководством доктора Скотта Бейкера удалось выяснить, зачем самцам ремнезубых китов нужны такие большие зубы. Ведь питаются они в основном головоногими моллюсками. Оказалось, зубы нужны, чтобы привлекать самок и бороться с другими самцами.

текст: Анна Говорова / Infox.ru
фото: AP

Ремнезубые зубы

Известно, что у эмбрионов ремнезубых китов закладываются многочисленные зубы, которые через определенное время редуцируются. Одна пара зубов уплощенной формы (поэтому они и называются ремнезубыми) в передней части нижней челюсти остается. Правда, только у самцов. У самок обычно зубы не прорезаются.
     Чтобы ответить на вопрос происхождения зубов у ремнезубов, ученые провели анализ семи генов, ответственных за формирование клыков для 14 видов этого рода. Это позволило реконструировать филогенетическую линию развития этих видов, то есть показать, каким образом шла их эволюция.

В основном такое уникальное приспособление ученые объясняли географической изоляцией разных видов. То есть они предполагали мутацию уже после разделения генетических ветвей, в результате которой и появились уникальные для китов зубы. Но группе доктора Бейкера удалось опровергнуть эту теорию. Проведенный генетический анализ показал, что ген, отвечающий за рост зубов, у всех китов одинаковый. Следовательно, этот признак не мог возникнуть в результате географической изоляции. И значит, причина в чем-то другом.

Теория доктора Бейкера

Опровергнув предыдущую теорию, доктор Бейкер выдвинул новую. Известно, что у каждого вида ремнезубых китов своя особенная форма клыков. И это единственное морфологическое отличие между видами. Использовав генетический анализ, ученые показали, что генетически все виды различались и гибриды (формы, полученные в результате скрещивания между разными видами) полностью отсутствовали. Следовательно, должен существовать естественный механизм, не позволяющий скрещиваться разным видам. Ученые считают, что таким механизмом стали клыки.
     Скорее всего, определенный тип клыков у самцов позволяет самкам находить пару именно своего вида. По словам авторов работы, иначе у самок могли возникнуть затруднения, так как больше самцы ничем не отличаются. И форма и окрас — все похоже. По мнению доктора Бейкера, это единственный случай, когда вторичный половой признак использовался в эволюции морских млекопитающих.
     Доктор Наташа Агулар, сотрудник Университета Ла Лагуна на острове Тенерифе (Испания), поддерживает теорию доктора Бейкера. Она изучала ремнезубых китов вблизи Канарских островов около десяти лет. Ее исследования показали, что, по крайней мере, несколько видов ремнезубых китов полигамны — взрослый самец образует семью с несколькими самками. И они вместе выращивают и воспитывают детенышей.
     Доктор Агулар считает, что клыки нужны самцу ремнезубых китов, чтобы иметь наибольший успех у самок: «Это должны быть не просто клыки: они должны выделяться формой или размером и, хочу подтвердить слова доктора Бейкера, быть наиболее характерными для данной группы. И, кстати, такой отбор автоматически становится гарантом сохранения и усовершенствования формы клыков в процессе эволюции».
     Более того, самцу приходится бороться с другими самцами за право обладания самками и за свой гарем. А для этого нужно быть особенно сильным. Эту задачу эволюция ремнезубых китов также решила с помощью развития клыков: более успешными и конкурентоспособными оказывались самцы с большими клыками.
     Хотя одна из загадок ремнезубых китов разгадана, для ученых остается еще много тайн биологии, поведения и распространения этой удивительной и редкой группы китов.

Статья вышла в декабрьском номере журнала Systematic Biology.

16.12.2008 | lenta.ru

21.11.2008 | lenta.ru
У берегов Австралии обнаружен ранее неизвестный вид дельфинов

Австралийские биологи из Университета Маккуори обнаружили новый вид дельфинов, сообщает New Scientist. Работа ученых опубликована в журнале Molecular Phylogenetics and Evolution. Латинское имя новый вид пока не получил.
     Изначально исследователи изучали популяцию дельфинов, обитающих к югу от Австралии. Они предполагали, что млекопитающие относятся к северотихоокеанским и индийским афалинам (Tursiops aduncus). Анализ ДНК, однако, позволил установить, что перед учеными новые дельфины, которых биологи пока неофициально назвали южноавстралийскими афалинами.
     Несмотря на внешнее сходство с другими афалинами, генетически новые дельфины значительно от них отличаются. По словам ученых, они наиболее близки к саравакским дельфинам (Lagenodelphis hosei), обитающим в Индийском и Тихом океанах.
     Исследователи настаивают, что в настоящее время необходимо срочно выяснить экологическое "состояние" нового вида. Он может находится на грани вымирания, поскольку прибрежные воды в последнее время подвергаются значительному загрязнению.

26.10.2008 | nfox.ru
Сила дельфина в его хвосте

Дельфины – самые быстроходные морские млекопитающие, они могут развивать скорость до 35 км/ч. Еще в 1936 году британский зоолог сэр Джеймс Грей (Sir James Gray ) пытался разобраться в том, как они это делают в воде. Он пришел к выводу, что животные не могут развивать своей мускульной силой такое ускорение, которое позволяет им преодолевать сопротивление воды. Однако вопреки всем физическим законам они делают это. Этот парадокс получил название «парадокс Грея».
     В течение более 70 лет «парадокс Грея» вызывал споры, догадки, спекуляции – в общем, не давал покоя ученым. Для его объяснения предлагались различные гипотезы. Самая распространенная утверждала, что все дело в коже дельфинов, которая имеет уникальное строение, гасящее сопротивление воды. Не так давно японские исследователи из Киотского Института получили очередное подтверждение этой гипотезы с использованием новых технологий. Они провели детальное компьютерное моделирование движения потока воды по коже дельфина. Оказалось, что помимо мягкости кожа дельфинов обладает свойством создавать микрозавихрения воды вдоль тела, которые уменьшают трение при движении. Предлагается использовать подобный принцип в строительстве субмарин и кораблей.
     Тем не менее даже особое строение кожи не может до конца объяснить такую быстроходность дельфинов. И вот теперь можно считать, что «парадокс Грея» разрешен. Профессор Тимоти Вей (Timothy Wei), декан Инженерной школы Политехнического института Ренселье (Rensselaer`s School of Engineering Rensselaer Polytechnic Institute) в Нью-Йорке, руководитель исследования, утверждает: «Я думаю, мы впервые можем сказать, что загадка разгадана. Ответ простой и короткий: дельфины на самом деле намного сильнее, чем мог вообразить себе Грей и большинство прочих людей». Тимоти Вей представил результаты работы своей команды на конференции Американского физического общества, на секции движения жидкостей в Сан-Антонио, штат Техас (61st Annual Meeting of the American Physical Society (APS) Division of Fluid Dynamics, San Antonio, Texas).
     Для изучения движения дельфинов ученые применили новый метод, что во времена Грея не было возможным. Этот метод позволил измерить силу, которую дельфин генерирует в своем хвосте. Вей модифицировал и комбинировал технологию измерения силы, применяемую в аэрокосмических исследованиях, и цифровую видеотехнологию измерения скорости (Digital Particle Image Velocimetry), которая позволяет получить до 1000 видеокадров в секунду.
     Вей записал движение двух бутылконосых дельфинов под именами Примо и Пука в то время, как они проплывали через толщу воды, насыщенной множеством крошечных воздушных пузырьков. Затем он использовал компьютерную программу, чтобы проследить движение пузырьков. Разноцветные изображения показывают, с какой скоростью и в каком направлении движется вода вокруг и позади тела дельфина. Эти измерения ученые использовали для того, чтобы точно вычислить силу, которую генерирует дельфин.
     Вей также использовал эту технологию, чтобы снять дельфина в момент, когда он, стоя на хвосте, перемещается по воде, удерживаясь вертикально короткими сильными движениями хвоста. Этот трюк обычно демонстрируют посетителям дельфинариев.
     Результаты показали, что хвост дельфина при ударе генерирует силу, равную в среднем 890 Н (ньютон, или кг х м/c2). Это в 10 раз большая сила, чем предполагал Грей. Максимальная сила, которую может генерировать хвост дельфина, составляет около 1800 Н. Для сравнения, олимпийские чемпионы по плаванию, по словам Вейна, развивают максимальную силу в 310 Н. Он знает это совершенно точно, так как работал с американскими пловцами в течение нескольких лет, используя эту «пузырьковую технологию», чтобы понять, как тела пловцов взаимодействуют с водой и как можно улучшить их результаты. А затем Вейн расширил поле применения своего метода, перейдя от пловцов к дельфинам.
     На следующем этапе Вейн собирается исследовать гидродинамику других водных животных, чтобы оценить, как разные виды эволюционировали, совершенствуя свои плавательные навыки.

22.10.2008 | Газета.ру
Косяки, дельфины, хоровод

Длиннорылые дельфины ведут себя ещё сложнее и хитрее, чем мы думали. Во время охоты они водят хороводы вокруг добычи и чётко- парами- заходят на кормёжку. Они даже умеют «шифроваться» – обнаружив большую стаю рыбы, переходят на общение по каналам, недоступным конкурентам.
     Если бы в летних олимпийских играх могли бы участвовать животные, то даже отечественным синхронисткам было бы не по плечу соперничество с дельфинами. Как показало исследование американских ученых, опубликованное в свежем выпуске журнала The Journal of Acoustical Society of America, все наши прежние представления о кооперации между этими животными и об их способности к общению меркнут перед истинными талантами млекопитающих.
     Впрочем, кооперация эта между дельфинами развилась не из любви к спорту и не из чувства прекрасного, как кто-то может вообразить, а из желания хорошо покушать.
     Выявить скрытые доселе особенности поведения длиннорылых дельфинов сумели ученые Гавайского и Орегонского университетов. Помогло им в этом сложное гидрофонное оборудование. Многие выводы о способностях дельфинов до сих пор делались на основании визуального наблюдения. Между тем, эти морские обитатели ведут по большей части ночной образ жизни, отследить который можно с помощью подводных микрофонов.
     Оказалось, что охотясь на светящихся анчоусов глубокой ночью, дельфины собираются в причудливый и тонко организованный хоровод, в центре которого оказывается запертой добыча. После этого дельфины, организованные строго попарно, бросаются в гущу обескураженного косяка рыб, где в течение ровно 15 секунд кормятся, а затем возвращаются на место, давая возможность перекусить остальным членам команды.
     По словам автора работы, Келли Бенуа-Бёрд, морского эколога Орегонского университета, такой уровень синхронизации среди дельфинов представляется чем-то совершенно невероятным.
     Особенно если учесть, что все эти упражнения млекопитающие проделывают в полной темноте в ночное время суток на большой глубине, где они не видят ни себя, ни свою добычу.
     Звуковой перехват, позволивший ученым выявить такое сложно организованное поведение дельфинов, был осуществлен близ берегов гавайского острова Оаху. Он показал основные стадии охоты длиннорылых дельфинов. Сначала животные плывут плотным строем примерно в 20 особей в поисках косяка добычи – например, анчоуса, хотя их рацион так же могут составить и креветки, и небольшие кальмары.
     Как только дельфины находят подходящий косяк, они формируют хоровод, наклоненный под углом к поверхности, так, что крутясь в охотничьем танце, тела дельфинов формируют волну, напоминающую ту, что пускают на стадионах футбольные фанаты. Сложно сказать, формирует ли такое движение стаи какое-то гидростатическое давление на рыб, или таким образом они просто её запугивают, однако в результате в стае анчоусов царит полный беспорядок.
     Как только рыбы сбиваются в достаточно плотный комок, дельфины организуются в пары, которые по очереди начинают откусывать ломти от общего пирога.
     Причем откусывание происходит строго по очереди, чтобы сгрудившаяся рыба не нашла лазейку для побега. В кормежке синхронно участвует по одному дельфину из двух пар, расположенных в круге напротив дуг друга. Смена очереди происходит по часовой стрелке.

Так дельфины кормятся в течение пяти минут, после чего вся компания поднимается наверх, чтобы немного отдышаться. Сохраняя строй, дельфины так же по очереди делают один глубокий вдох, после чего с новыми силами приступают к трапезе. Всё это можно увидеть на анимационном ролике, сопровождающем эту статью.
     Сцена охоты длиннорылых дельфинов, восстановленная по данным многолучевого сонара. Плотность стаи анчоусов показана градациями цвета, положение дельфинов - жёлтыми точками. Красными точками показана пара дельфинов, зашедшая в круг покормиться. // Бенуа-Бёрд, Университет штата Орегон.
     Еще одна статья тех же авторов в том же журнале, описывающая использование того же набора акустического оборудования, описывает работу, показывающую, что большая часть из того, что мы знали об общении между дельфинами может оказаться попросту неверной.
     По крайней мере, по отношению к длиннорылым дельфинам. Ученые попытались определить, как этот вид общается между собой во время охоты, за счет чего поддерживается постоянный контакт между членами группы и как знания о том, как вести охоту, передаются из поколение в поколение.

Ранее считалось, что за координацию между дельфинами отвечают частотно модулированные сигналы, похожие на свист, которые дельфины издают довольно часто. Однако длиннорылые дельфины таких свистов не издают – во всяком случае, во время охоты. Свист себе дельфины позволяют только во время отдыха или в те недолгие мгновения, когда дельфины поднимаются на поверхность.
     Вместо этого в период подготовки к трапезе дельфины используют звуки, похожие на щелчки, частота которых достигает максимума в последние мгновения перед началом охоты.
     Бенуа-Берд в своей публикации пояснила, что свист является ненаправленным звуком, распространяющимся от издающего его животного во всех направлениях, тогда как щелчки являются узко направленными сигналами.
     Судя по всему, дельфины «шифруются»: анчоусы – лакомство не только для дельфинов.
     Ими любят обедать и тунцы, и сарганы, и потенциально они могли бы подслушать «разговор» дельфинов, и не только ухватить крохи с их стола, но и вмешаться и нарушить весь ход дельфиньей трапезы. Щелчки же рыба услышать не может – они слишком высокочастотны и узконаправленны.

14.10.2008 | lenta.ru
Пол дельфинов научились определять по шрамам

Новозеландские зоологи разработали методику, которая позволяет определить пол дельфина по фотографии. Единственным необходимым прибором является цифровая фотокамера, снабженная простым приспособлением из лазерных указок. Работа исследователей опубликована в журнале Marine Mammal Science. Коротко основные выводы работы приводит портал Nature News.
     Самцы и самки дельфинов не имеют четких морфологических (внешних) различий. Обычно пол этих животных определяют по поведенческим особенностям (например, самки больше времени проводят с детенышем) или по первичным половым признакам (когда при прыжке дельфина ученым удается разглядеть его гениталии).
     Авторы данной работы в качестве диагностического признака выбрали спинной плавник. Он хорошо виден на фотографиях, которые зоологи делают при рутинном мониторинге популяций дельфинов. К обычному цифровому фотоаппарату исследователи прикрепили две лазерные указки, "пятнышки" от которых позволяют отмерить десять сантиметров. С помощью "нового" прибора зоологи могут точно определить размер спинного плавника.
     Ученые сфотографировали дельфинов-афалин из популяции, состав которой они знали. Проанализировав снимки, исследователи определили, что на плавниках самцов больше шрамов, чем на плавниках самок. В среднем, на плавниках самцов шрамы занимали около 15 процентов площади, а на плавниках самок - 3,9 процента. Ученые объясняют обнаруженные различия большей агрессивностью самцов, которые часто вступают в драки.
     Используя полученные статистические данные о размере плавника и площади, занимаемой шрамами, ученые смогли предсказать пол 93 процентов дельфинов из группы, в которой было 43 животных. Авторы метода утверждают, что метод можно легко адаптировать для дельфинов других видов.

17.09.2008 07:25 | www.rian.ru
Ученым впервые удалось записать пение китов в окрестностях Нью-Йорка

Впервые в водах, окружающих Нью-Йорк, удалось записать брачную песню находящегося под угрозой исчезновения финвала, а также кита-горбача и южного кита, сообщили ученые из Корнеллского университета и Управления защиты окружающей среды штата Нью-Йорк.
     "Это волнующий момент для жителей Нью-Йорка. Подумайте только - лишь в нескольких милях от статуи Свободы, небоскреба Эмпайр стейт билдинг, Карнеги-холла и Таймс-сквера поют гигантские киты", - говорит Крис Кларк (Chris Clark), директор программы биоакустических исследований в Корнеллской лаборатории орнитологии. Его слова цитирует пресс-служба Корнеллского университета.
     "Это показывает нам, что многие важные и удивительные открытия в животном мире можно сделать прямо здесь, на нашем заднем дворе", - отмечает ученый.
     Записи были сделаны примерно в 21 километре от входа в гавань Нью-Йорка.
     По словам Джеймса Гилмора (James Gilmore), начальника бюро морских ресурсов Управления по защите окружающей среды, данные, собранные с помощью акустического мониторинга, помогут лучше понять роль Нью-Йорка в жизни китов и получить новые данные для принятия решений в сфере защиты окружающей среды.

"Это особенно важно для выживания южных китов", - отмечает он.
     Информация о сезонной миграции китов в районе Нью-Йорка поможет властям штата принять меры для их защиты.
     Кроме того, знание о путях миграции китов поможет руководству судоходных компаний провести маршруты судов таким образом, чтобы избежать столкновений с этими животными. Кроме того, исследование покажет шумовую обстановку в водах в этом регионе, а так же выяснить, влияют ли подводные шумы, в частности, от судовых машин на китов.
     Акустический мониторинг был начат весной 2008 года, чтобы выяснить пути миграции южных китов на север из района Флориды, где они размножаются, к местам кормежки у берегов Мэйна, Нью-Гемпшира и Массачусетса.
     Исследовательская работа продолжится до февраля 2009 года, чтобы выяснить какие виды обитают в водах Нью-Йорка в зимние месяцы.

16.09.2008 18:25 | membrana
Первые киты с ногами определили стиль плавания всех китов

Скелет древнего кита Georgiacetus в музее Южного университета Джорджии (Georgia Southern Museum) (фото с сайта visitstatesboroga.com).
     Ранние киты плавали по морям, изящно "виляя бёдрами", точнее — сразу обеими задними ногами. Такое видение перехода предков китов от суши к воде представили палеонтолог Марк Уэн (Mark Uhen) и его коллеги из музея естествознания Алабамы (Alabama Museum of Natural History) на основании анализа недавних находок.
     Известно: далёкие предки китов были сухопутными животными, ходившими на четырёх ногах, потом они перешли на полуводный образ жизни, а ныне мы имеем семейство китообразных, щеголяющих плавниками и мощными хвостами, позволяющими на высокой скорости пронзать водную толщу.
     С промежуточными формами этой ветви древа жизни ещё не всё ясно. И один из ключевых моментов — когда именно появился хвостовой плавник кита и как анатомия ранних китов отразилась на их способе передвижения в воде.
     Уэн проанализировал новые останки, найденные недавно любителями-охотниками за окаменелостями вдоль берегов рек в Алабаме и Миссисипи. Кости принадлежали древнему виду китов Georgiacetus vogtlensis, которые плавали вдоль побережья Мексиканского залива около 40 миллионов лет назад. Это существо достигало примерно 3,7 метра в длину и, вероятно, использовало свои острые зубы, чтобы расправляться с кальмарами и рыбой.

Плавание при помощи мощных взмахов хвостом у современных усатых (Mysticeti) и зубастых (Odontoceti) китов (вверху) возникло из стиля "волнообразное движение бёдрами вверх-вниз" древнего кита Georgiacetus (внизу). Между ними показан промежуточный вид (иллюстрация Mary Parrish, Smithsonian Institution).
     Как уточняют биологи в пресс-релизе Общества палеонтологии позвоночных, данный вид — не нов для науки. Но "свежие" останки предоставили исследователям ранее неизвестную информацию как раз о хвостовой части этого существа.
     Так, хвостового плавника у него не было, зато имелись весьма развитые задние ноги. Именно они и служили "моторами", а точнее, "полёту" этого создания в воде способствовало волнообразное движение тела в области бёдер.
     Ранее учёные выдвигали предположение, что киты в своей эволюции испытали несколько способов передвижения в воде: гребля четырьмя лапами, только задними лапами, раскачивание и волнообразное движение хвоста.
     Волнообразное движение бедренной части туловища обычно считалось "пропущенным" в этой цепи, которая после серии экспериментов и привела, мол, к "визитной карточке" китов — движению хвоста вверх-вниз.
     Однако, как считает Марк, исследовавший новые окаменелости Georgiacetus и, в частности, его хвостовые позвонки, именно такое движение древние киты "изобрели", ещё не обретя собственно хвостовой плавник.
     Интересно, что ближайшие наследники Georgiacetus, уже получившие в своё распоряжение настоящий китовый хвост, жили всего через 2 миллиона лет после "кита с ногами".
     Ранее также учёные открыли, что у Georgiacetus vogtlensis были крупные бёдра (значит, и задние ноги), однако его таз не был соединён с позвоночником. Это означало, что данное животное не только не могло поддерживать свой вес на суше, но и не было способно совершать задними ногами мощные гребки (как, например, делают утки), что ставило исследователей в тупик.
     Теперь же Уэн решил загадку, предложив "волнообразно-бедренную" схему создания тяги. Так что плавал этот предок китов почти так же, как они плавают теперь, хотя внешне не был на них похож.

15.09.2008 18:25 | www.rian.ru
Шум в океанах опасен для китов и дельфинов

Шум в мировом океане создает серьезные проблемы для китов, дельфинов и других морских млекопитающих, в частности, он препятствует общению животных и мешает процессу их питания, говорится в докладе Международного фонда защиты животных (IFAW).
     По мнению ученых, звуки, издаваемые и улавливаемые дельфинами и китами, чрезвычайно важны для их выживания, хотя их точное назначение до сих пор не выяснено.
     В исследовании говорится, что в массовой гибели китовых часто виноваты морские звуковые локаторы, сообщает телерадиокорпорация Би-би-си. IFAW отмечает, что в ряде районов уровень шумов каждые десять лет удваивается, а меры по защите животных успеха не приносят.
     "Человечество буквально выталкивает китов", - сказал глава отделения IFAW в Великобритании Робби Марсленд (Robbie Marsland).
     "Никто не знает точных последствий для конкретных видов животных, и пока международное сообщество не предпримет превентивных мер, мы сможем только констатировать ужасный ущерб, который мы наносим", - отметил он.
     Международный союз по охране природы и природных ресурсов в августе выпустил доклад, в котором отметил, что уровень шума, издаваемый различными устройствами в океане, представляет собой значительную опасность для его обитателей.

04.09.2008 19:25 | www.rian.ru
Защитники животных заявляют о массовом убийстве нарвалов в Гренландии

Полиция Гренландии расследует сообщения о массовом убийстве редких животных - нарвалов в районе восточного побережья Гренландии, сообщает пресс-служба Всемирного фонда дикой природы (WWF).
     Нарвалы - млекопитающие семейства дельфиновых. Длина тела животных достигает пяти-шести метров. У нарвалов только два верхних зуба, из них левый развивается у самцов в спирально закрученный бивень длиной до трех метров, который часто является целью браконьеров. Нарвалы распространены в арктических водах, главным образом в водах Гренландии и северной части Канадского архипелага.
     Туши убитых нарвалов обнаружили две недели назад участники новозеландской научной экспедиции. Согласно сообщениям местных СМИ, всего были убиты 48 животных. СМИ полагают, что это мог быть случай браконьерства.
     "Мы получили жалобу о вероятном случае нарушения закона Гренландии о защите нарвалов после обнаружения тел животных", - заявил заместитель начальника полиции Гренландии Мортен Нильсен.
     Организация охотников и рыболовов Гренландии (KNAPK) уже выступила с осуждением убийства редких животных. Кроме того, убийство нарвалов взволновало простых людей, в том числе представителей туриндустрии.
     Жителям Гренландии, которая входит в состав Дании, разрешено охотиться на нарвалов, но существуют правила, запрещающие убивать самок и предписывающие убирать тела убитых животных.
     Среди найденных мертвых нарвалов есть как самки, так и детеныши, сообщает датское информационное агентство Ritzau. По данным агентства, у мертвых мужских особей отсутствуют бивни, кроме того видно, что у животных вырезали мясо и подкожное сало.
     "Мы стараемся расследовать этот инцидент и определить, что случилось, имело ли место нарушение закона", - заявил Нильсен.
     Экспорт бивней нарвала запрещен в Гренландии, кроме того, запрещен также ввоз бивней в страны Европейского союза, отмечает агентство Ritzau.

03.09.2008 13:00 | Росбалт
На Чукотке разрешили убивать китов

По квоте, установленной Международной китобойной комиссией, морским охотникам Чукотского автономного округа (ЧАО) в нынешнем году предстоит добыть 130 серых китов, пишет "Независимая газета".
     Их мясо считается ценным пищевым продуктом и занимает важное место в рационе северян. На сегодняшний день, по данным Управления сельского хозяйства, на Чукотке добыто 60 китов, что несколько больше в сравнении с 2007 годом. Наиболее успешно охотятся работники совхоза «Кэпэр». Ими добыто 35 китов.
     Мясо китов закладывается в морозильники и будет использоваться в пищу зимой.

01.09.2008 12:35 | lenta.ru
Японские исследователи истребили 4,5 тысячи китов

Японские ученые истребили тысячи китов для нового научного исследования. Это в очередной раз вызвало сомнения в том, что японские исследователи занимаются наукой, а не промышленной ловлей этих животных, сообщает AFP.
     Официальной целью исследования японских ученых было выяснение причин уменьшения количества подкожного жира у китов, то есть их похудения. В общей сложности было выловлено 6779 особей. Из них более 4,5 тысяч пришлось умертвить для научных целей.
     В результате исследования было установлено, что у популяции малых полосатиков (длина тела более 10 метров) возрастом чуть более 18 лет количество жира снизилось в среднем на девять процентов. Жир является для китов не только источником питательных веществ, но также защитой от холода.
     Результаты работы были опубликованы в журнале Polar Biology после того, как другие издания отказались публиковать материал.
     В 1986 году Япония официально присоединилась к мораторию, запрещающему китобойный промысел. С тех пор ее позиция подвергалась критике: утверждалось, что присоединение носит скорее формальный, нежели фактический характер. По словам специалистов, поддерживаемые государством исследовательские миссии являются всего лишь прикрытием для промысловой добычи: отходы исследования продаются в рыбные магазины и супермаркеты. Частично эти обвинения были подтверждены самой Японией, которая в июне 2008 года, объявила о возможном выходе их моратория.

26.08.2008 | lenta.ru
За пять лет тренировок белуха выучила три слова

Японские ученые утверждают, что смогли обучить кита-белуху трем словам, пишет газета The Daily Telegraph. Это первый известный пример того, что морские животные способны связать звук с каким-либо предметом.
     Профессор Университета Такаи Такаши Мураяма (Takashi Murayama) и его коллеги в течение пяти лет тренировали белуху по кличке Нэк (Nack). В результате упражнений Нэк заучила три "слова" для обозначения ластов, очков для плавания и корзины. Ласты на "языке" Нэк обозначаются коротким высокочастотным звуком, очки - длинным звуков с еще более высокой частотой и корзина - низкочастотным звуком. Когда ученый передавал эти звуки в бассейн к Нэк, она узнавала его и определяла объект.
     Ученый заявляет, что полученные результаты являются прорывом в изучении китообразных. Однако для окончательного доказательства того, что белуха использует звуки именно как слова, необходимы дополнительные исследования. До сих пор в науке считалось, что вторая сигнальная система - форма высшей нервной деятельности, которая позволяет ассоциировать абстрактные понятия (например, набор звуков или символов) с конкретными явлениями - характерна только для высших приматов и человека. Остальные животные обладают первой сигнальной системой. То есть, они реагируют только на непосредственные раздражители.

26.08.2008 19:05 | lenta.ru
Для безопасности китов кораблям предложили снизить скорость

Чтобы обезопасить популяцию североатлантических гладких китов, правительство США предложило ввести ограничение скорости для кораблей, следующих вдоль определенных участков побережья, сообщает AFP. Правительство последовало рекомендациям Национального управления по исследованию океанов и атмосферы (NOAA), опубликованным на сайте организации.
     Новый предел скорости составляет 10 узлов (18 километров в час). С такой скоростью кораблям следует двигаться в пределах 20 морских миль от побережья (37 километров). По информации управления NOAA, отвечающего за исследования биологии морских организмов, 83 процентов всех случаев появления китов произошли в пределах этой зоны, где гладкие киты питаются и выращивают потомство.
     Эти животные передвигаются с относительно невысокой скоростью, и столкновения с кораблями представляют для них большую опасность. Пути миграции китов пересекают основные торговые маршруты, проходящие вдоль восточного побережья США. Предложение правительства также включает ограничение скорости для 20-мильной зоны вокруг крупных портов, "входящих" в районы миграции.

Гладкие киты находятся на грани вымирания. По последним данным, на планете осталось около 300 особей североатлантического гладкого кита.

22.08.2008 13:55 | www.rian.ru
В Австралии усыпили детеныша горбатого кита, которого бросила мать

МОСКВА, 22 авг - РИА Новости. Австралийские экологи усыпили детеныша горбатого кита, которого бросила мать, сообщило в пятницу агентство Франс Пресс со ссылкой на заявление представителя Службы национальных парков и защиты дикой природы страны Криса Макинтоша (Chris McIntosh).
     "Детеныш был усыплен тихо и гуманно. Это был грустный момент, но заснул он тихо", - отметил Макинтош.
     Горбатого кита Колина - так его уже успели окрестить австралийские журналисты - обнаружили в воскресенье в тот момент, когда он, приняв пришвартованную в заливе Питтуотер (Pittwater) яхту за собственную мать, бросившую его у восточного побережья Австралии, пытался получить у нее положенную порцию молока.
     По оценкам ветеринаров, для того, чтобы выходить этого детеныша кита, нужно было бы кормить его молоком в течение 11 месяцев. Подобных операций в мире до этого не проводилось.
     Как заявила глава службы национальных парков Австралии Салли Барнс (Sally Barnes), у сотрудников службы не было другого выхода, кроме как усыпить китенка.
     "Он чрезвычайно страдал, поэтому нам пришлось принять это очень сложное решение", - сказала Барнс.
     Сначала ветеринар сделал ослабевшему китенку укол анестетика, после чего животное было отбуксировано на мелководье, где оно и получило смертельную инъекцию.
     За судьбой Колина следила вся Австралия, большинство жителей которой являются ярыми противниками японской идеи искусственного уменьшения популяции китов. Каждый год многие из них отправляются в специальные туры, чтобы посмотреть, как киты мигрируют из Антарктиды и обратно, в теплые воды Австралии, где и появляется на свет потомство.

20.08.2008 20:39 | BBCRussian.com
Дельфин научил собратьев стоять на хвосте

Недалеко от южного побережья Австралии был замечен дельфин, который учит других членов своей стаи ходить на хвосте: трюку, которому обычно можно научиться только в неволе.

Возможно, что этому фокусу он научился 20 лет назад, когда из-за болезни оказался в дельфинарии.
     Ученые, наблюдающие за этой группой дельфинов, говорят, что ни с чем подобным раньше не встречались, и полагают, что это своеобразное проявление внутригрупповой культуры.
     В настоящее время специалисты из Общества сохранения китов и дельфинов пытаются выяснить, что могло подтолкнуть млекопитающих к такому необычному поведению, но пока они не нашли никаких объяснений.

Заразительный пример

В 1980-годах одна самка из дельфиньей стаи по имени Билли была спасена после того, как не смогла выбраться из бухты, и отправлена в местный дельфинарий на поправку. Никаких упражнений ее делать не заставляли, но, возможно, она видела, как тренируются другие.
     Теперь другие самки подхватили эту привычку Билли, редко встречающуюся за пределами дельфинариев. Очевидно, что они научились этому от нее.
     В социальных группах существуют особые навыки, которым учатся ее члены, и которые идентифицируют ее как сообщество. К ним относятся, например, язык или танцы. Специалисты полагают, что у дельфинов зарождается нечто подобное.
     Обмен навыками и идеями отмечался у приматов, также известно, что дельфины у западного берега Австралии обучают своих детенышей использованию морской растительности для добывания пищи.

19.08.2008 00:55 | Комсомольская правда
Возвращение горбатого..

Люди, отдыхавшие на германском побережье Балтийского моря, увидели и сфотографировали горбатого кита. Кит вышел на поверхность моря вблизи острова Рюген.
     В последний раз кита в водах Балтики видели тридцать восемь лет назад, в 1970 году. То животное было длиной десять метров. И вот, судя по всему, киты вернулись в Балтийское море. Или же это какой-то отшельник случайно заплыл из Атлантического океана?

Фотографии пришельца были переданы в Океанографический музей в Германии. По снимкам ученым удалось установить длину кита - двенадцать метров. Как сообщил директор музея Харальд Бенке, фотографии достаточно четкие, позволяющие уверенно утверждать, что это действительно горбатый кит.

12.08.2008 14:25 | lenta.ru
Четверть китообразных планеты оказались на грани вымирания

Около четверти китов и дельфинов планеты находятся на грани вымирания. Такие данные были представлены в докладе Международного союза охраны природы (The International Union for the Conservation of Nature, IUCN).
     Около 10 процентов из этих видов попали в категорию находящихся в опасности или находящихся на грани исчезновения - высшие категории опасности. Специалисты подчеркнули, что в действительности картина может оказаться еще хуже, так как о более чем половине китообразных (44 вида) не удается собрать достаточного для оценки количества данных.
     Наибольшую обеспокоенность ученых вызывает калифорнийская морская свинья Phocoena sinus - вид дельфинов, обитающий в Калифорнийском заливе. Ежегодно около 15 процентов популяции этих животных гибнет в рыболовных сетях. В настоящее время в дикой природе сохранилось около 150 особей P. sinus. Специалисты IUCN считают, что калифорнийская морская свинья может повторить судьбу пресноводного дельфина байцзи (Lipotex vexillifer). До последнего времени эти животные обитали в реке Янцзы, однако в результате последнего исследования ученым не удалось обнаружить ни одной особи этого дельфина.

Два вида китообразных были перемещены из категории уязвимых видов в категории видов, находящихся под небольшой угрозой. По утверждению Рэнделла Ривеса (Randall Reeves), главы группы по изучению китообразных при комиссии по вымиранию видов Международного союза охраны природы, численность горбатого кита Megaptera novaeangliae и южного кита Eubalaena australis восстановилась благодаря запрету на коммерческий убой этих животных.
     Опасности преимущественно подвергаются мелкие китообразные, обитающие у побережья. После практически повсеместного запрета на убой китов одним из основных факторов, приводящих к исчезновению этих животных, является их случайная гибель в результате активной рыболовной деятельности. Кроме того, к гибели китообразных приводит использование военными сонаров в ходе морских ученых. В начале августа министерство обороны Великобритании официально признало, что эти приборы оказывают негативное влияние на поведение животных.
     В прошлом году Международный союз охраны природы объявил, что кроме китообразных в опасности находятся около трети всех видов амфибий, четверти видов млекопитающих, одна восьмая видов птиц, и 70 процентов известных видов растений. Численность некоторых групп организмов упала еще сильнее. В феврале 2008 года союз официально признал, что количество акул на Земле сократилась на 90 процентов.

02.08.2008 18:08 | НТВ
Ветеринары облегчили страдания кита

Неудачей закончились все попытки спасти северного кита-бутылконоса, который выбросился на отмель у побережья Британии. Ветеринары, биологи, водолазы береговой охраны и просто добровольцы делали все возможное, чтобы вернуть животное в родную стихию.

Специалисты провели анализ крови, передает РИА Новости. Оказалось, что у бутылконоса не функционирует печень, и он обречен. После того как кита перетащили на открытую воду, он снова выбросился на берег. Тогда медики усыпили его, чтобы избавить от мучений.

01.08.2008 14:18 | Правда.РУ
В Англии спасают застрявшего на мели кита

На юге Англии на острове Хейлинг в графстве Хэмпшир проходит операцию по спасению кита-бутылконоса, застрявшего на мели.
     "Кит попал на илистую мель, мы сейчас пытаемся к нему подобраться. Он бьет хвостом и двигает головой, так что он все еще с нами. Нам остается только дождаться прилива, чтобы вернуть его в воду", - сказал ветеринар Стивен Марш.
     Ситуацию осложняет то, что кит застрял довольно далеко от берега. Помочь животному пытаются около 30 человек, включая сотрудников ассоциации британских водолазов-экологов и пожарных, поливающих его из шлангов,чтобы предотвратить обезвоживание.

Киты нередко становятся в Великобритании героями новостей. Три дня назад спасателям удалось освободить кита, оказавшегося на отмели в устье реки во время отлива в шотландском округе Файф. В операции принимали участие более 20 человек.
     Однако далеко не все попытки спасения оказавшихся в беде млекопитающих оказываются успешными. Год назад кит-бутылконос заплыл в реку в окрестностях британского города Ипсвич и застрял на мели. После безуспешных попыток снять с мели 4,5-метровое животное ветеринарам пришлось его усыпить.
     За историей же случайно заплывшего в январе 2006 года в Лондон кита следила вся Великобритания. Животное тогда не перенесло транспортировки из Темзы обратно в море, которую пытались осуществить специалисты Британского морского водолазного спасательного центра. Причинами гибели кита назвали обезвоживание, повреждение мышц и отказ некоторых внутренних органов.

29.07.2008 21:13 | "Новые известия"
Кит-полосатик спасен в Шотландии

Спасатели в шотландском округе Файф освободили кита, оказавшегося на отмели в устье реки во время отлива, передает РИА "Новости" со ссылкой на Би-би-си.
     Животное заметил местный житель и сообщил об этом береговой охране. Специалисты полагают, что оно принадлежит к виду малый полосатик.
     Кита длиной 15 футов (4,5 метров) спасли с помощью специальных ламп - под воздействием света животное сдвинулось с отмели и уплыло обратно в море.
     "Мы использовали статические лампы для освещения того места, где был кит. Кит просто развернулся и уплыл прочь. Я не знаю, испугался ли он или к нему просто вернулись силы", - заявил представитель береговой охраны.
     Операция по спасению длилась более двух часов, в ней принимали участие более 20 человек: волонтеры, спасатели, водолазы и ветеринары. За спасением морского обитателя наблюдали более 60 местных жителей и любопытных прохожих.

28.07.2008 13:43 | Радио Свобода
Дельфиненок узнает свою мать по голосу

Группа ученых из Зоопарка Даллеса пришла к выводу, что самки бутылконосого дельфина после рождения детенышей издают характерный свист в десять раз чаще, чем обычно. Каждый дельфин издает уникальный свист, который отличает его от всех остальных. Бутылконосые дельфины живут большими стаями, и дельфиненка окружает несколько самок. Поэтому детеныш может ошибиться и не узнать свою мать. Чтобы таких ошибок не было, сразу после родов самки дельфинов свистят значительно чаще и новорожденный запоминает звуковое имя матери. Через несколько дней после родов, материнский свист раздается значительно реже. Как считают ученые, к этому моменту дельфиненок уже запоминает сигнал матери.

21.07.2008 11:55 | www.rian.ru
Дельфин, погибший у берегов Приморья, мог покончить с собой - ученый

ВЛАДИВОСТОК, 21 июл - РИА Новости, Вероника Перминова. Серый дельфин, выбросившийся три дня назад на берег в бухте Руднева в Приморье и погибший, мог покончить таким образом с собой, сообщил РИА Новости в понедельник заместитель директора Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра Юрий Блинов.
     "Специалисты выехали в район бухты Руднева, место гибели искали несколько часов", - пояснил он. Сначала предполагали, что погибшее животное - это белуха, но при осмотре установили, что погиб дельфин.
     Серый дельфин погиб от травм, которые он получил при ударах о камни, выбрасываясь на берег. У него были повреждены плавник, ласты, голова. Почему дельфин стал выбрасываться на берег, точно не ясно, сказал Блинов.
     "Предполагаю, что дельфин был болен, возможно, паразитарным заболеванием, и от этого "покончил с собой", у животных такие случаи не так редки", - пояснил Блинов.

По другой версии, добавил он, причиной гибели стал "сбой в системе ориентации", так как в Японском море дельфины не обитают.
     Погибший дельфин - уже взрослая особь, длиной около 270 сантиметров. Это довольно редкий вид. Обитают серые дельфины в районе Курильских островов, у тихоокеанского побережья Камчатки, но иногда дельфины заходят и в Японское море, добавил собеседник агентства.

09.07.2008 13:32 | Neftegaz.ru
Трубы попросят уйти от китов

Двенадцать российских, американских и международных экологических организаций, среди которых WWF, Greenpeace, Pacific Environment, "Экологическая вахта Сахалин" обратились к исполнительному директору американской корпорации Exxon Рексу Тиллерсону с призывом поменять маршрут трубопровода Одопту-Чайво в рамках нефтегазового проекта "Сахалин-1". Об этом говорится в пресс-релизе Фонда дикой природы WWF.
     В своем письме, направленном главе Exxon, экологи призывают поменять маршрут нефтепровода Сахалин-1, чтобы он не представлял опасности для серых китов.
     По оценкам независимых экспертов, высока вероятность того, что рыбу и другие виды морской флоры и фауны Пильтунского залива ждет массовая гибель из-за траншейного способа прокладки нефтепровода с использованием ледяной плотины.
     "Если это случится, Вы можете столкнуться с риском задержки проекта и дополнительных расходов, так как в этом случае у Росприроднадзора появится основание отозвать положительное заключение государственной экологической экспертизы, что может задержать реализацию проекта на неопределенный срок", - говорится в письме к Р.Тиллерсону.
     Как отмечается в сообщении WWF, оператор проекта "Сахалин-1" - компания Exxon Neftegaz, а также российский участник консорциума "Роснефть" неоднократно заявляли, что освоение нефтегазовых месторождений на шельфе Сахалина будет производиться без нанесения вреда редчайшей популяции западно-тихоокеанской популяции серых китов.
     "Сегодня у нефтяников появилась возможность не на словах, а на деле это доказать и внести изменения в маршрут трубопровода в обход Пильтунской лагуны. Учет мнения природоохранной и научной общественности, отказ от прокладки трубопровода через создаваемую сейчас особо охраняемую природную территорию, стало бы доказательством высоких экологических стандартов компаний Exxon и "Роснефть", - отметил руководитель программы WWF России по экологической политике нефтегазового сектора Алексей Книжников.
     Пильтунская лагуна является традиционным местом кормежки серых китов, которых осталось около 130 особей, отмечают экологи.

23.06.2008 22:55 | www.rian.ru
Нарвалы - первые в "очереди" на вымирание, считают ученые

МОСКВА, 23 июн - РИА Новости. Белые медведи стали символом негативного воздействия глобального потепления на животный мир Арктики, однако новое исследование показывает, что климатические изменения сильнее угрожают другому арктическому животному - нарвалу, пишет канадский сайт Canoe.com.
     Ученые из Канады, Гренландии, Норвегии и США в исследовании, опубликованном в журнале Ecological Applications, определили, как потепление климата может затронуть среду обитания, доступность пищи и способность к размножению ряда арктических морских млекопитающих.
     Самым уязвимым для климатических изменений оказался нарвал - эти китообразные, отличающиеся длинным спирально закрученным бивнем, послужившим основой для создания мифа о единороге, опередили в этом списке белых медведей.
     За нарвалом в списке животных, сильнее других подвергающихся опасности, следуют хохлач (вид тюленей), гренландский (или полярный) кит и морж.

"Мы хотели посмотреть общую картину, потому что раньше мы слишком концентрировались на белых медведях", - поясняет соавтор исследования Ян Стирлинг (Ian Stirling), специалист по белым медведям при канадском правительстве.
     Поэтому исследование касается "всей экосистемы, в которую входят несколько разных видов животных, и они в значительной мере зависят от состояния льда и очень уязвимы".
      Исследователи взяли девять переменных, позволяющих определить способность животных противостоять будущим климатическим изменениям. Среди этих факторов фигурируют численность популяции, специфика места обитания, разнообразие режимов питания и способность справляться с изменениями, происходящими со льдом.
     Это не означает, что нарвалы, численность популяции которых составляет от 50 до 80 тысяч особей, вымрут первыми. Таяние льдов оказывает иное влияние на белых медведей, популяция которых исчисляется примерно в 20 тысяч особей, уточняют ученые.
     Терри Рут (Terry Root), биолог из Стэнфордского университета, который не принимал участия в этом исследовании, считает, что такой анализ усиливает опасения специалистов: нарвалы "будут одними из первых в очереди на исчезновение" из-за потепления климата, несмотря на численность их популяции.
     "Пусть даже они и весьма многочисленны, но если их местообитание или какие-то нужные для их жизни вещи исчезнут, они не смогут выжить", - опасается он. Белые медведи могут частично приспособиться к изменениям климата в Арктике, а нарвалы - нет.
     При таянии льдов не только изменяется среда обитания нарвалов, но и увеличивается возможность нападения со стороны хищников.

17.06.2008 02:08 | lenta.ru
В аквариуме Сан-Антонио скончалась молодая касатка

В аквариуме SeaWorld в Сан-Антонио, штат Техас, в возрасте 2,5 лет скоропостижно скончалась касатка Хейлин, передает агентство Associated Press.

Смерть по не установленной пока причине наступила в ночь на понедельник, рассказали в администрации. Как ожидается, результаты вскрытия станут известны не ранее, чем через полтора месяца.

Продолжительность жизни касаток зависит от многих условий, пояснили специалисты SeaWorld, однако Хейлин считалась молодой особью. В октябре 2007 года, напоминает агентство, в том же аквариуме умер Таку, 14-летний самец касатки.

11.06.2008 22:07 | НТВ
Массовое самоубийство дельфинов

На берег Мадагаскара выбросились 55 редких бесклювых дельфинов. Все особи, найденные на суше, оказались мертвы.

Представитель природозащитной организации сообщил, что эти уникальные для прибрежных вод острова существа были впервые замечены около месяца назад. Эксперты не могут не только называть причину такого поведения млекопитающих, но затрудняются даже предположить, что заставило их выброситься на берег.

Трагедия произошла у порта Анцухихи на северо-западном побережье Мадагаскара. Группа американских зоологов пытается разобраться в случившемся, передает ИТАР-ТАСС.

11.06.2008 13:45 | www.rian.ru
Дельфины у берегов Корнуолла могли погибнуть из-за военных учений

ЛОНДОН, 11 июн - РИА Новости, Мария Табак. Причиной массовой гибели дельфинов у побережья английского графства Корнуолл могли стать учения Королевских ВМС, сообщила в среду ассоциация британских водолазов-экологов.
     В последние дни 26 дельфинов выбросились на берег, нескольких из них спасатели успели отвезти на безопасное место и выпустить в глубокие воды, однако большинство спасти не удалось.
     Вскрытие животных не показало никаких очевидных причин гибели, так что специалисты-экологи пока могут рассуждать лишь гипотетически.
     "Я никогда не слышал ни о чем подобном, ни в Великобритании, ни где-либо еще", - признался председатель ассоциации Алан Найт.
     Он рассказал, что в настоящее время организация проверяет, не было ли в районе гибели дельфинов необычных подводных шумов, вызванных движением кораблей или военными учениями.
     "Мой личный вывод - что был некий раздражитель, который ввел животных в панику", - подчеркнул Найт.
     Министерство обороны Великобритании подтвердило факт проведения учений близ берегов Корнуолла.
     По словам представителя ведомства, в тренировках были задействованы корабли и подводная лодка. Кроме того, в минувшую пятницу военнослужащие участвовали в упражнениях по стрельбе.
     Вместе с тем, Минобороны настаивает на том, что учения не могли привести к гибели дельфинов, поскольку все меры безопасности соблюдались, включая и звукоизоляцию.
     "Мы рассматриваем как маловероятные предположения о том, что данная операция каким-либо образом могла повлиять на млекопитающих", - сказал представитель министерства.

09.06.2008 16:45 | www.rian.ru
У берегов английского графства Корнуолл погибли 20 дельфинов

ЛОНДОН, 9 июн - РИА Новости, Мария Табак. До 20 дельфинов погибли у берегов английского графства Корнуолл, сообщила в понедельник телерадиокорпорация Би-би-си.
     По словам представителя ассоциации британских водолазов-экологов, дельфины, скорее всего, были выброшены на берег во время сильного морского отлива. Прибывшие на место происшествия спасатели признались, что открывшееся их глазам зрелище было "просто чудовищным".
     Пятерых животных спасти все же удалось - спасатели на шлюпке успели отвезти их в безопасное место и выпустить в море.
     Теперь экологам предстоит установить точные причины произошедшей трагедии и предотвратить дальнейшую гибель дельфинов.
     "Мы будем выяснять, что произошло, поскольку это очень необычная ситуация", - сказала представительница Фонда дикой природы Корнуолла Мэдди Прешез.
     Она также выразила опасения относительно того, что люди могут начать предпринимать попытки спасти дельфинов своими силами.
     "Операции по спасению диких животных могут проводить только экологи", - подчеркнула она.

02.06.2008 15:22 | BBCRussian.com
Новая Зеландия пытается спасти редких дельфинов

В Новой Зеландии объявлены новые радикальные меры по защите двух самых редких видов дельфинов в мире.

Новая инициатива, предусматривающая запрет на отлов рыбы траловыми сетями, вызывает много споров в стране. Есть опасения, что из-за новых мер сотни людей окажутся без работы.
     Некоторые экологи также сомневаются в эффективности предлагаемых мер.
     Представители Всемирного фонда дикой природы считают, что новые меры - шаг в нужном направлении, однако этого недостаточно.
     По словам экспертов фонда, численность дельфинов все равно не увеличится, и их популяции не достигнут прежнего уровня.

Незавидная участь

В прибрежных районах вдоль новозеландского острова Северный обитают самые маленькие дельфины в мире - дельфины мауи.
     Как указывают эксперты, в настоящее время осталось только 111 особей этого вида, и через 25 лет они могут полностью исчезнуть.
     Другой вид дельфинов, который тоже находится на грани исчезновения, - дельфин Гектора. Он тоже встречается исключительно в Новой Зеландии.
     С 1970-х годов популяция дельфинов Гектора сократилась примерно до семи тысяч.
     В гибели дельфинов, как считают, виновато, главным образом, промышленное рыболовство.
     Правительство Новой Зеландии предлагает полностью запретить рыболовство в прибрежных районах, в которых обитают дельфины, и создать четыре новых морских охранных зоны.
     Полагают, что на осуществление этого плана потребуются миллионы долларов, а многие жители этих районов могут потерять работу.
     Власти утверждают, что пытаются найти разумный компромисс между необходимыми мерами по защите дельфинов и сохранением рабочих мест.
     Представители рыболовецкой отрасли предупреждают, что из-за нового плана общественные деньги будут выброшены на ветер, а люди останутся без работы.
     Руководство новозеландского Совета промышленности даров моря считает, что новые меры дельфинов спасти не помогут, а лишь поломают жизнь сотням людей.

28.05.2008 10:34 | Независимая газета
В стадах беломорских белух ученые обнаружили очень сложное социальное поведение

В середине июня на Белое море отправляется очередная экспедиция ученых Института океанологии им. Ширшова РАН. Основная цель - продолжение изучения и мониторинг численности и соотношения полов очень интересного и в своем роде уникального морского млекопитающего - белухи.
     Немного сведений из зоологической систематики. Большой отряд китообразных делится на усатых и зубатых китов. Белуха относится к зубатым, образуя самостоятельный род и вид - Delphinapterus leucas (или, буквальный перевод с латыни - "белый дельфин без спинного плавника"). И действительно, их трудно не заметить, если вы оказываетесь в Арктике. На фоне сероватого моря зрелище белоснежного крупного животного - белуха может достигать в длину 5-6 метров и веса до двух тонн - впечатляет! При этом белуха - самый многочисленный вид арктических дельфинов. Однако загадки исследователям эти животные преподносят регулярно.
     "Мы стали заниматься изучением белухи на Белом море в 1978 году, - рассказывает доктор биологических наук Всеволод Белькович, руководитель Лаборатории поведения и биоакустики морских млекопитающих Института океанологии. - Оказалось, что белуха там всегда есть. Прозрачность воды в Белом море - 2-3 метра. Белухе спрятаться ничего не стоит. Животное может находиться под водой до 20 минут. Дело доходило до того, что под Архангельском мы обнаружили стаю белух, о которой помнили только старики - местные жители, а современные ученые даже не догадывались. Мало того, нам удалось установить, что в Белом море восемь районов летнего обитания белух. Причем там находятся только самки с детенышами, никаких "мужиков". Белое море, все, - родильный дом для белух".

Одна из важнейших функций этих родильных домов (локальных стад) не только в том, чтобы родить. Но еще и социализация: все белухи лично знакомы в этом стаде. Знакомы визуально и акустически. Они приветствуют своих и игнорируют чужих.
     Вообще надо сказать, что российский ареал белух - самый большой в мире. Охотское море - три популяции, каждая - 10-15 тыс. особей. На Чукотке, Анадырский залив - популяция в 10-15 тыс. голов. Море Лаптевых, Карское море - здесь обитает классическая белуха, которую описал еще Лаплас (кстати, он и дал ей латинское название - leucas, то есть "белая"); Баренцево и Белое моря - 18-20 тыс. Считается, что суммарная численность популяции российских белух - под 100 тыс. особей.
     Детеныши рождаются коричневого цвета, но буквально на глазах чернеют: пигмент, заложенный в нижних слоях кожи, по мере роста двигается кверху. Больше этот пигмент не образуется. Взрослея, зверь "выцветает", черный пигмент слущивается вместе со слоями кожи. (Группе исследователей под руководством Бельковича впервые в мире удалось сделать подводную съемку беломорских белух. Оказалось, что они принимают подводные песочные ванны. Эта своеобразная пескоструйка помогает животным избавляться от старой кожи.) В итоге взрослая белуха - абсолютно белая. Кстати, толщина эпидермиса у этого животного очень солидная - 7 мм, а на груди, подбородке и верхней челюсти - до 11 мм.
     Максимально известный документально зафиксированный возраст белухи - 43 года. Но, по всей вероятности, это не предел.
     Отдельные, скороспелые особи женского пола начинают размножаться уже в 2-3 года. Но обычно - в 4-5 лет. Репродуктивный период особенно активен до 20 лет. За это время самка может принести до 12 детенышей. Дети рождаются очень крупными - до полутора метров в длину, треть матери! "Растет, как царь Гвидон, - шутит Белькович, - прибавляя в весе по 250 граммов в день. Причем требует своей порции по пять раз в час". Ничего удивительного: жирность материнского молока белух - 42%. Удивительно другое - как самка кормит этим продуктом свое чадо: она буквально вспрыскивает молоко, которое принимает в воде форму шариков; детеныш раскрывает рот, создается разрежение и молочный шарик влетает в рот. Почти космические технологии...
     Но исследования, которыми руководит Всеволод Белькович, неожиданно выявили и весьма сложное социальное устройство популяций белухи. Например, такое.
     "По желтым телам в яичниках можно точно установить, сколько раз белуха-самка рожала, - поясняет Всеволод Белькович. - Оказалось, что это не автомат для родов. Для одной особи норма - 12 детенышей до 20 лет; у другой - за 12 лет всего-навсего - два детеныша. Явно социальные роли: "не повезло в любви" или "не хочу детей".
     Выяснилось также, что численность популяции белухи в Белом море находится в динамическом равновесии: каждый год появляется 20-25 новых щенков. Приплод примерно соответствует убытию. Популяция не увеличивается. Но как, за счет каких механизмов удается достичь такого равновесия?
     Оказалось, что большую роль в этом играет... своеобразный матриархат в популяции белух. Впервые российскими учеными из Института океанологии РАН было показано, что фундаментальная особенность этого вида - сезонное (летнее) разделение популяции на оседлые (локальные) стада самок с детенышами разного возраста и мигрирующие стада самцов примерно равной численности. А всего в Белом море около 2500 белух, а не 10-15 тысяч, как считалось раньше. Причем, в Баренцевом море до сих пор никто не сумел обнаружить мест размножения белух - там они кормятся и зимуют. Значит, Белое море - единственный родильный дом для всех белух европейской части Арктики.
     "Вторая часть популяции, самцы, где-то шляются, - не без иронии замечает Всеволод Белькович. - Они приходят в Белое море подкормиться, спариться. Таким образом, каждое стадо по материнской линии - это близкородственные особи. То есть это матриархальное стадо. Самцы вносят некое разнообразие, чтобы не было вырождения. Они - из других популяций, из других районов".
     Мигрирующие стада самцов регулярно заходят в Белое море вдоль Терского берега. Эта "дорога самцов" у острова Сосновец разветвляется на западную и южную, по которым они уже более мелкими группами идут к Соловкам, в Онежский и Двинской заливы. Причем это место, куда самки приглашают самцов: "То есть это ток не петухов, а ток самок; самцы знают, куда надо идти". (В отличие от усатых китов, чей голос раздается на 200 километров в море.)
     Может быть, один из главных выводов, к которому приходят ученые, - белухи не имеют одного шаблона поведения, они очень пластично вписываются в окружающие условия. Пространственная изоляция мест летнего обитания, социальная и структурная обособленность локальных материнских стад обеспечивают гетерогенность всей популяции. А это, в свою очередь, - важнейший механизм ее стабильности и механизм поддержания биоразнообразия региональной экосистемы.
     "Успешно взаимодействовать со стадом могут небольшие группы белух - 3-5 особей, - продолжает профессор Белькович. - А ведь бывает, что самцы идут колонной - десятки и сотни особей! Это вызывает дикий испуг. Белухи-самки от такой шайки в испуге прячутся!" Впрочем, достается не только пугливым самкам.
     Всеволод Михайлович рассказывает такой случай из своих наблюдений: "Активный серый самец (то есть еще молодой) лупил всех старых самцов. Не было спасу от этого хулигана. Тогда два "ветерана" скооперировались и отдубасили его".
     Сегодня промысловой ценности белухи не имеют. (Существуют, правда, небольшие лимиты для коренных народов Чукотки.) Но угроза их существованию вполне реальная. И связана она... с глобальным потеплением. Правда, опосредованно. Дело в том, что само по себе потепление белухам не страшно - это животные с отличной терморегуляцией, они хорошо себя чувствуют и в Белом море, и в Красном. Но потепление означает отсутствие льда, круглогодичную навигацию - это все дополнительные угрозы популяциям белухи.
     "Белухи уходят от берега, и нарушается весь ритуал размножения, - подчеркивает Всеволод Белькович. - И можно никого не промышлять, можно только регулярно их пугать в этих местах - и популяция исчезнет. Так уже произошло в Гудзоновом заливе".
     Между тем по решению Международной конференции по мониторингу потепления Арктики (Валенсия, март 2007 года) два вида морских млекопитающих (белуха и нерпа) получили международный статус видов-"биоиндикаторов". Многолетние ряды наблюдений Института океанологии РАН за структурой популяции белух Белого моря признаны базовыми для понимания влияния потепления на экосистему, и рекомендовано продолжение этих работ.
     В общем, белухи ждут. А память у них - замечательная.

23.05.2008 12:25 | Страна.Ru
Более 100 черных дельфинов выбросились на берег в Сенегале

В Сенегале на полуострове Кап-Верт выбросились на берег более 100 черных дельфинов. К счастью, большинство из них было спасено местными рыбаками, оттащившим животных обратно в воду с помощью веревок и лодок. Однако около 20 дельфинов погибли.
     Местные жители отмечают, что подобные инциденты здесь случались и раньше, однако столь массового самоубийства китообразных не наблюдалось уже более 30 лет, передает ИТАР-ТАСС.
     Пока ученые теряются в догадках, что же могло стать причиной этого явления, однако одно предположение у них все-таки есть. Возможно, на поведение черных дельфинов, которых еще называют гриндами, повлияло излучение гидролокационных станций, принадлежащих международным компаниям, занимающимся добычей и разведкой месторождений нефти в регионе.

17.05.2008 01:31 | ИА REGNUM
Экологи: Нефтепровод через Пильтунскую лагуну причинит вред кормовой базе серых китов (Сахалин)

Ведущие мировые специалисты по китам направили в Росприроднадзор письмо, в котором выражают озабоченность планами компании "Эксон Нефтегаз" проложить нефтепровод через Пильтунскую лагуну на Сахалине. Как 16 мая сообщила корреспонденту ИА REGNUM пресс-секретарь WWF России Маша Винокурова, компания "Эксон Нефтегаз" утверждает, что прокладка нефтепровода через Пильтунскую лагуну в рамках проекта "Сахалин-1" не причинит вреда кормовой базе серых китов.

Консультативная группа ученых по западно-тихоокеанской популяции серых китов не согласна с этим утверждением. Эта группа подготовила письмо, в котором выразила озабоченность воздействием проекта "Сахалин-1" на Пильтунскую лагуну. "Органические и неорганические вещества в Пильтунской лагуне играют большую роль в воспроизводстве донных видов, или бентоса - главного корма серых китов. Согласно заявлению Консультативной группы, "Пильтунская лагуна... должна находиться под тщательным мониторингом и надежной защитой от вмешательства человека". Ученые предлагают разработать "альтернативный вариант, например, поменять маршрут нефтепровода, чтобы исключить угрозу разрушения процессов биологической продуктивности в лагуне", - отметила пресс-секретарь.

Ранее WWF России представил эколого-экономическое обоснование в Министерство природных ресурсов для создания особо охраняемой природной территории в районе питания серых китов у северо-восточных берегов Сахалина. "Мы предлагаем включить всю лагуну в новую охраняемую территорию, - говорит координатор программы по экологической политике нефтегазового сектора WWF России Алексей Книжников. - Письмо Консультативной группы о важности Пильтунской лагуны для сохранения серых китов, безусловно, станет еще одним доводом в пользу создания охраняемой территории. А создание "китового заказника", в свою очередь, станет дополнительным аргументом в пользу изменения маршрута нефтепровода, чтобы он не проходил через лагуну".

13.05.2008 00:05 | Комсомольская правда
В Казани дельфины рисуют картины…

Казанцы покупают картины дельфинов за полторы тысячи рублей. Это не шутка. "Комсомолка" уже рассказывала, что перед праздниками к нам город приехали артисты из московского дельфинария ("КП" от 07.05.08. "В Казани открывается дельфинарий"). 9 мая состоялось их первое представление.
     И сюрпризом для многих стало то, что дельфины умеют рисовать. Они берут ртом кисточки и начинают на бумаге выводить что-то похожее, что потом дрессировщики называют художеством. Это, конечно же, не шедевры Рембрандта или Васнецова, но картины раскупают. И как раскупают! Среди зрителей устроили аукцион. В итоге картину белухи Гоши ушла с молотка за 1,5 тысячи рублей. Деньги в казну, а животному в награду килограмм рыбы.
     - Это еще ничего. В 2005 году картина дельфина в Самаре ушла за 18 тысяч рублей, - рассказывает администратор московского плавучего дельфинария Дмитрий САВЧЕНКО.
     Для морских артистов соорудили бассейн, в речную воду добавляются морские соли и реагенты. Каждый день обитатели дельфинария съедают около 60 кг морской рыбы. Причем в меню у них и горбуша, и минтай, и ставрида.

Пока выступают только белуха и морской котик. Афалина перед Новым годом только родила, воспитывал детеныша. Сейчас маму и ребенка разъединили, и Вега проходит адаптацию.

Очень скоро она тоже выступит перед казанскими зрителями. Ведь дельфинарий пробудет в Казани еще пару месяцев.

29.04.2008 11:25 | www.rian.ru
Тридцатилетний дельфин погиб во время представления

МОСКВА, 29 апр - РИА Новости. Несчастный случай произошел в знаменитом американском океанариуме "Морской Мир" (SeaWorld) штата Флорида - 30-летний дельфин по кличке Шарки (Sharky) погиб во время представления, столкнувшись с другим дельфином, сообщает во вторник агентство Ассошиэйтед Пресс со ссылкой на представителей местного руководства.
     Плановое представление с участием дельфинов проходило в одном из павильонов океанариума под названием "Бухта открытий" (Discovery Cove). Во время красочного шоу два дельфина стремительно выпрыгнули с глубины в 2,7 метра навстречу друг другу и столкнулись в воздухе.
     Невольными свидетелями несчастного случая стали более 30 посетителей.
     От удара друг о друга один из дельфинов - Шарки - скончался. По информации агентства, другой дельфин также получил серьезные ушибы, но в настоящий момент его здоровью ничего не угрожает.

Инцидент произошел в минувшую субботу. Вскрытие погибшего дельфина было произведено на следующий день, однако точные причины его гибели до сих пор остаются неизвестными.
     Гигантский парк-океанариум "Морской мир" расположен в городе Орландо штата Флорида. Здесь гостям предлагают посетить уникальные шоу с дельфинами, касатками, котиками и морскими львами. На территории парка расположены огромные океанариумы, где можно наблюдать за морскими хищниками - акулами, скатами и рыбой-пилой или же за известными ламантинами (морские коровы).
     Океанариум обрел свою популярность также благодаря тому, что именно здесь выращивают и дрессируют животных, которые затем участвуют в съемках многих голливудских фильмах. Среди них наиболее известны кинолента "Флиппер" режиссера Элана Шапиро и три части картины "Освободите Вилли" Саймона Уинсера.

08.04.2008 05:34 | Правда.РУ
Дельфинам больно плавать

Дельфины по праву считаются не только умнейшими, но и одними из самых быстрых морских обитателей. Средняя скорость, с которой они плавают, составляет порядка 54 км/час. Правда, это далеко не предел, но дельфины сознательно не идут на "превышение". Причина этого довольно неожиданна: оказывается, этим млекопитающим попросту больно развивать высокие скорости. К такому выводу пришли израильские ученые из Института технологий в г. Хайфе.

Джил Иозилевский и Дэнни Вейс создали модель рыбьего хвоста, чтобы определить, какова максимальная скорость, которую могут развивать разные представителей океанской фауны. Интерес исследователей вызвали, в частности, тунец, макрель и дельфин. Вполне закономерным стал вывод о том, что сила мускулов - основной фактор, влияющий на скорость плавания. Однако, что стало открытием для следователей, преодоление определенного скоростного порога чревато для рыб сильными болями. Движения хвоста порождают массу мелких пузырьков. Это явление известно как кавитация, и именно оно признано ограничивающим фактором. Поскольку в хвосте дельфина сосредоточено множество нервных окончаний, поток бурлящих пузырьков причиняет животному сильные страдания. Каждый раз, когда один из тысяч пузырьков лопается, образуется маленькая ударная волна. Даже стальные пропеллеры катеров не в силах выдержать такой удар, что уж говорить о "живых лопастях" дельфинов. Тунцу повезло больше: его костистый хвост не имеет нервных окончаний, поэтому он может плавать так быстро, как ему вздумается. Правда, и здесь есть подвох: поскольку кавитацию никто не отменял, тунец может получить увечье и сам этого не заметить. Иозилевский и Вейс отмечают, что в некоторых случаях рыба может даже сломать себе хвост.
     Но положение дел не так ужасно, как можно подумать, иначе бы все морские обитатели имели поломанные хвосты. Кавитация действует только рядом с поверхностью воды, на глубине же она исчезает. Открытие ученых помогло развенчать миф о том, что любимая игра дельфинов - это плавать наперегонки с катерами. Понятно, что ради развлечения животное не станет причинять себе боль. Все намного прозаичнее: судно гонит впереди себя волну, которую с удовольствием "седлают" дельфины и добираются туда, куда им нужно, не прилагая практически никаких усилий.

07.04.2008 16:20 | lenta.ru
Военные эхолокаторы погубили клюворылых китов на Гебридских островах

Эхолокаторы, которые должны отыскивать подводные лодки, виноваты в массовой гибели китов возле Гебридских островов. К такому выводу пришли эксперты-зоологи, сообщает Independent.
     Пять трупов клюворылых китов были обнаружены в течение нескольких дней на пляжах Внешних Гебридских островов возле побережья Шотландии. Еще несколько трупов были найдены в океане. Изучив состояние тел мертвых животных, ученые заключили, что все они погибли одновременно в водах Атлантического океана к юго-востоку от Великобритании. На Гебридские острова трупы отнесло течением.
     Ученые полагают, что причиной гибели животных могли стать военные эхолокаторы, так как клюворылые киты очень чувствительны к звуковым волнам. Эти животные могут нырять на глубину до двух километров, где они отыскивают свою добычу. Зоологи предположили, что во время поисков пищи киты могли попасть в зону действия эхолокатора. Мощные звуковые волны вынудили китов начать быстро всплывать на поверхность. Слишком высокая скорость подъема привела к развитию у них кессонной болезни. Киты погибли от закупорки кровеносных сосудов пузырьками азота.

Британское общество сохранения китов и дельфинов потребовало у министерства обороны обнародовать информацию о действии эхолокаторов в районе Гебридских островов. Пока британское министерство на запрос не ответило. Ученые не исключают, что Гебридские острова могут входить в зону действия не только Королевских ВМС, но также ВМС других стран.

Это уже не первый случай, когда в массовой гибели китов обвиняют военные эхолокаторы. Так, военных обвиняют в гибели нескольких клювоголовых китов вблизи берегов Греции в 1996 году, на Багамских островах в 2000 году, и на Канарских островах в 2002 году. В 2003 году в США суд запретил ВМС США проводить тестирование новых эхолокаторов после того, как природоохранные организации подали иск против военных.

26.03.2008 17:24 | BBCRussian.com
Букет водорослей для невесты дельфина

Привлекая партнершу или отпугивая соперника, южноамериканский речной дельфин бото пользуется особыми орудиями - водорослями и комьями глины.
     Бото обитают только в двух реках Южной Америки, и популяция их, как полагают специалисты, сокращается.
     На протяжении трех лет британские и бразильские специалисты изучали брачное поведение бото в заповеднике Мамирауа в амазонских джунглях и выяснили: самцы, когда их окружают самки, переносят эти предметы с места на место и время от времени агрессивно лупят ими по поверхности воды.

Подобное поведение, указывают авторы статьи, опубликованной специализированным журналом Biology Letters, до сих пор не наблюдалось у живущих в воде млекопитающих.
     "Видно, как они поднимаются из глубины с водорослями или комьями глины, причем делают это так, что их поведение напоминает некий ритуал, - говорит Тони Мартин из отделения изучения морских млекопитающих шотландского университета Сент-Эндрюс. - Достаточно часто они медленно поднимаются над поверхностью, держась совершенно вертикально и удерживая эти предметы в клюве, а затем ныряют в глубину, вращаясь вокруг своей оси".

"Кроме того, они швыряют эти вещи или бьют ими о поверхность, и, похоже, гонят волну и устраивают эти шоу с целью произвести впечатление на дам, - продолжает ученый. - Но в то же время отношения между взрослыми самцами весьма агрессивны, и мы полагаем, что это тоже часть ритуала".
     Группа, руководимая профессором Мартином, установила: глину таскают и водоросли треплют почти исключительно самцы, причем наиболее активно эту деятельность они развивают тогда, когда поблизости есть большое количество взрослых самой. И хотя в это время по отношению друг к другу самцы бото ведут себя агрессивно, ученые ни разу не видели, чтобы они били друг друга камнями или растениями.

Теория звука

Три года назад исследователи выяснили, что живущие в австралийских водах бутылконосые переносят куски морской губки, которые используют при добыче пропитания или защите от хищников. Однако применение подручных инструментов в социо-сексуальных целях - это что-то новое.
     "Я наивно полагал, что подобные вещи наблюдались и у других млекопитающих, - признается профессор Мартин. - И был крайне удивлен, когда проконсультировался с друзьями и коллегами, и оказалось, что нечто подобное делают только шимпанзе, но даже у них эти методы куда менее изощрены".
     Как и почему у бото зародились эти поведенческие пристрастия, неясно. Но учитывая, что китообразные общаются друг с другом преимущественно при помощи звука, можно предположить, что шлепки о воду оказывают неизгладимое впечатление на слуховой аппарат потенциальной сексуальной партнерши или потенциального соперника.

Гарпуны и сети

Наблюдения в Амазонии проводились в рамках более масштабного "прожето бото", направленно на сохранение латиноамериканского речного дельфина и среды его обитания.
     Речные дельфины - наиболее уязвимые из всех китообразных. К примеру, некоторые специалисты полагают, что байцзи из китайской реки Янцзы уже вымер на протяжении двух последних лет, а популяция слепого речного южноазиатского дельфина под названием индус, как полагают эксперты, насчитывает около 3 тысяч особей.
     По сравнению с этими видами бото чувствует себя неплохо благодаря тому, что пока еще сохраняются места его обитания в бассейнах рек Амазонка и Ориноко. В красном списке исчезающих видов Международного союза охраны природы (IUCN) говорится: "в общей сложности насчитывается, вероятно, десятки тысяч бото".
     Однако будущее этого вида не представляется таким уж радужным. Авторы красного списка приходят к выводу, что угрозу для существования бото представляют дамбы (приводящие к фрагментации их ареалов) и загрязнения, в частности, ртутью, применяемой при золотодобыче. "С ростом человеческого населения Амазонии и Оринокии конфликты между рыболовством и дельфинами наверняка будут нарастать", - говорится в документе.
     В ходе реализации "прожето бото" ученые обнаружили, что рыболовы все чаще ловят дельфинов, которых используют в качестве наживки при ловле рыбы, питающейся мертвой плотью. В этих же целях применяется и мясо каймана, близкого родственника аллигатора.
     Работавшие в Амазонии исследователи регулярно натыкались на мертвых дельфинов, либо погибших от гарпуна, либо запутавшихся в сетях.
     "Всего лишь за пять лет мы потеряли половину животных в районе нашего наблюдения, - говорит Тони Мартин. - Сейчас их, возможно, не так уж и много, и их численность быстро сокращается, и конца этому процессу мы пока не видим".

24.03.2008 08:40 | www.rian.ru
Единственный в России морской заповедник отмечает 30-летний юбилей

ВЛАДИВОСТОК, 24 мар - РИА Новости, Дарья Алексеева. Первый и единственный в России морской биосферный заповедник, расположенный в заливе Петра Великого в западной части Японского моря, отмечает в понедельник 30 лет со дня образования, сообщил РИА Новости директор заповедника, кандидат биологических наук Андрей Малютин.
     "Дальневосточный морской биосферный государственный природный заповедник был создан в 1978 году и охраняет уникальные природные комплексы акватории и островов залива Петра Великого в западной части Японского моря - самой южной и тепловодной акватории дальневосточных морей России", - сказал собеседник агентства.
     По его словам, природную охраняемую территорию населяют более 2 тысяч видов морских животных и растений - это самая богатая по видовому разнообразию акватория среди морей России.
     "В заповеднике обитает 67 видов животных, занесенных в Красную книгу РФ и около 50 видов птиц, занесенных в Красную книгу Международного союза охраны природы. В том числе желтоклювые цапли и малая колпица - редчайшие птицы, и того, и другого вида во всем мире насчитывается меньше тысячи особей", - добавил Малютин.
     По его словам, в воды заповедника заходят киты малые полосатики, косатки, дельфины. К экзотическим обитателям можно отнести тропических рыб: тунца, меч-рыбу, ядовитую собаку-рыбу (фугу), саргассового морского клоуна, тигровую акулу.
     Сегодня в заповеднике находится самая южная в стране популяция тюленей - дальневосточной ларги, численность которой за годы существования заповедника увеличилась в пять раз. В районе мыса Льва регулярно появляются амурский тигр и леопард - редчайшие кошки планеты.
     В состав Дальневосточного морского заповедника входит единственный в России расположенный на островной территории естественно-исторический Музей природы моря и ее охраны. За годы работы музей посетили более 120 тысяч человек.
     К юбилею заповедника в свет вышла уникальная книга "Заповедное море".
     В книге идет речь об истории исследования и освоения залива Петра Великого, сложностях образования и становления морского заповедника. Описана богатейшая морская и островная фауна и флора этого уникального уголка природы, его археологические и военно-исторические памятники.

12.03.2008 15:05 | www.rian.ru
Дельфин спас от гибели двух китов в Новой Зеландии

МОСКВА, 12 мар - РИА Новости. Дельфин помог вернуться в открытое море двум китам, которые потеряли способность ориентироваться под водой и заплыли на мелководье в Новой Зеландии, сообщает в среду агентство Ассошиэйтед Пресс со ссылкой на очевидцев и представителей природоохранных служб.

Два карликовых кашалота - мать и детеныш - выбросились на берег в районе пляжа Махия, в 500 километрах к северо-востоку от столицы страны Веллингтона. Более часа спасатели потратили на то, чтобы вернуть китов в море. Однако спустя некоторое время все пришлось начинать сначала - киты, потеряв ориентацию, четыре раза возвращались на песчаную отмель.

"Они никак не могли найти дорогу обратно в море и выбрасывались на берег снова и снова", - рассказал представитель Управления по охране окружающей среды Малкольм Смит.
     Казалось, животные обречены на долгую и мучительную смерть, и спасатели уже подумывали о том, чтобы их усыпить. Но тут на помощь людям и китам неожиданно пришел еще один морской обитатель - дельфин афалина по имени Моко. Он уже успел стать любимцем местных жителей, поскольку часто плавал возле берега и играл с людьми.
     По словам очевидцев, Моко подплыл к китам и стал уводить их в сторону от песчаной отмели. Вот так рядом они проплыли около 200 метров - вдоль берега, затем через пролив в открытое море.
     Сотрудник национального музея Новой Зеландии (Museum of New Zealand Te Papa Tongarewa), специалист по морским млекопитающим Антон ван Хельден пояснил: подвиг дельфина Моко - "потрясающее", но вполне правдоподобное событие. По словам биолога, эти представители отряда китов обладают "очень большими способностями к альтруистическому поведению".
     Специалисты полагают, что Моко пришел на помощь, услышав сигнал, который киты, вероятно, подают, попав в беду. После того, как спасательная операция была завершена, дельфин вернулся к берегу и стал, как обычно, резвиться в воде рядом с людьми.
     Карликовые кашалоты - сравнительно небольшие киты - около 4 метров в длину и весом до 500 килограммов. Обитают в тропическом и субтропическом поясе Мирового океана.
     Дельфин афалина славится исключительными способностями к дрессировке, миролюбивым характером и относительной неприхотливостью, а потому является почти идеальным объектом для изучения эхолокации, поведения и функциональной морфологии морских млекопитающих.

06.03.2008 12:09 | "Новые известия"
Гарпун для китобоя

Экологи возмущены призывом норвежских властей увеличить потребление китового мяса

Лоббистская организация норвежских рыбаков и китобоев "Северный альянс" выдвинула новый лозунг "Ешь китов, спасай планету!", уже вызвавший ярость "зеленых" всей планеты. Этот лозунг появился в результате заказанного китобоями исследования, согласно которому их труд является куда более "экологичным" занятием, чем выращивание домашнего скота. В расчет приняли количество углекислого газа, выбрасываемого в атмосферу при добывании одного кита или выращивании одной "головы" домашнего животного или птицы. Лоббисты подсчитали, что килограмм китового мяса "обходится" планете всего в 1,9 кг углекислого газа, выбрасываемого в атмосферу, в то время как килограмм говядины "стоит" 15,8 кг, свинины - 6,4 кг, а курятины - 4,6 кг.

Норвегия, Исландия и Япония - традиционные китобойные страны, которые год за годом игнорируют призывы организаций по защите животных и большинства членов Международной китобойной комиссии (IWC), настаивающих на полном запрете промысла. Норвегия ежегодно забивает примерно тысячу китов, открыто игнорируя введенный IWC в 1986 году мораторий на коммерческий промысел этих млекопитающих. Япония и Исландия охотятся на китов под видом "научного" лова, разрешенного IWC.

Призыв "Ешь китов, спасай планету!" раздался из Норвегии в то время, когда в районе Южного полюса разгорелась очередная битва китобоев с защитниками животных. Первыми на промысел еще в ноябре прошлого года вышли японцы, на них-то и обрушился удар воинствующих борцов за спасение китов из организации "Морской пастух". "Пастухи" забрасывают японские шхуны бутылками с прогорклым маслом, вонь от которого не выветривается в течение многих дней. МИД Японии уже направил протесты США, Австралии и другим странам, которые, как считают китобои, поощряют деятельность "пастухов".

Япония, несмотря на мировые протесты, выделила своим промысловикам квоты на забой тысячи китов, в том числе пятидесяти бутылконосов, находящихся на грани исчезновения. Лишь после дипломатических протестов со стороны 31 государства Токио исключило бутылконосов из квоты. Гарпуны сейчас летят лишь в горбачей и финвалов. Вскоре к японцам в традиционную народную забаву под названием "Убей кита!" подключатся норвежские и исландские китобои.

Если раньше защитники морских гигантов подчеркивали риск уменьшения их популяции, то теперь о численности разных видов китов не спорят. Главное - внушить населению планеты отвращение к садистскому способу умерщвления животных. "Если мы вообразим лошадь с торчащими из ее брюха копьями, которую везут к мяснику по улицам Лондона, если представим потоки крови, которые тянутся за грузовиком, то эта картина сможет дать понятие о китобойном промысле", - написал в 1946 году врач китобойного судна Гарри Лилль. Эти слова стали девизом всемирной кампании протеста.

Защитники китов уверяют, что животные после загарпунивания страдают от двух минут до одного часа, и никакие экономические выгоды или национальные традиции не оправдывают столь жестокого забоя. Норвежские власти, отбиваясь от обвинений "зеленых", уверяют, что промысел ведется гуманно. Норвежские гарпунеры-де проходят очень хорошую подготовку, позволяющую им лишать китов жизни практически мгновенно. Тем не менее маркетинг китового мяса и других продуктов, получаемых из убитых животных, сталкивается с большими трудностями даже в Норвегии, Исландии и Японии. Оптовики признаются, что тонны мяса и жира годами хранятся в холодильниках, не находя покупателей. Что же заставляет власти этих стран восстанавливать против себя мировое общественное мнение, идя на поводу у промысловиков? "Зеленые" уверяют, что все дело в национальном престиже и традиции. Экономическая выгода от ежегодного забоя относительно небольшого количества животных ничтожна.

АЛЕКСЕЙ СМИРНОВ, Стокгольм

26.02.2008 16:05 | www.rian.ru
Нефть в меню сахалинских китов

Татьяна Синицына, обозреватель РИА Новости.

Уникальная популяция западно-тихоокеанских китов, обитающих у берегов Сахалина, - в опасности, в очередной раз напоминают защитники природы. Они указывают на новую причину беспокойства: компания Эксон Нефтегаз Лтд, участвующая в освоении сахалинских нефтяных проектов, прокладывает трубопровод через лагуну Пильтун, главную "столовую" серых китов.
     Любое негативное воздействие на этот незаменимый для китового существования участок, как на этапе строительства, так и от возможных в будущем разливов нефти, способно привести к снижению биологической продуктивности вод, исчезновению кормовой базы. Представители Всемирного Фонда дикой природы (WWF) обратились к президенту компании Эксон Нефтегаз Лтд с просьбой изменить маршрут трубопровода. Но с ответом никто не торопится: для операторов проекта любой новый экологический шаг означает денежные траты, и если бесконечно "угождать" китам, нефть станет золотой. Ну а китам-то что делать? Разве что выбрасываться на берег в знак протеста.
     Международный союз охраны природы (IUCN) рассматривает сахалинскую популяцию серых китов как находящуюся под угрозой исчезновения (осталось 50 размножающихся особей). Экологи добиваются создания заповедной территории на ключевом месте обитания китов - вдоль Пильтунского залива (100 км взморья, мелководья, где обитают и кормятся серые киты). Однако дело это непростое, ему мешает все тот же "нефтяной аргумент".
     Проблема уходит корнями в 90-е годы ХХ века, когда жизненные интересы серых китов в этой части Тихого океана столкнулись с экономическими интересами людей. На шельфе близ северо-восточного побережья Сахалина, где были найдены нефть и газ, стали разворачиваться промыслы. Возможно, проблема "киты-нефть" не оказалась бы столь острой, если бы о существовании китового пастбища в этом районе было известно заранее. В этом случае многое можно было бы предусмотреть уже в проекте. Однако никто не подозревал о существовании в этом месте морских гигантов: считалось, что западно-тихоокенской (или охотско-корейской, как ее еще называют) популяции китов уже не существует. Нефтяники считают себя "первооткрывателями" редкого вида китов, внесенного в Красную книгу. Однако, как много хлопот доставит эта научная сенсация, они не представляли.
     За необычное соседство с китами нефтедобытчикам приходится расплачиваться в буквальном смысле слова. Компания "Сахалинская энергия" уже вложила более $5 млн. в экологическую программу, изучая поведение китов, пытаясь понять, какое влияние может оказывать на этих млекопитающих нефтяная инфраструктура. Можно не сомневаться, что операторам проекта и дальше придется тратиться на "китовую программу". Не сворачивать же месторождения, суммарные запасы которых (Пильтун-Астохского и Лунского) равны 600 млн тонн нефти.
     Но и киты - не сельдь, легко мигрирующая из одного места океана в другой, они тоже не собираются отказываться от своих исконных пастбищ. Так что у людей и китов нет иного выбора, кроме поиска модели сосуществования.
     "Адвокаты" серых китов - экологические организации и ученые - отстаивают тезис о том, что реализация проекта негативно сказывается на морских млекопитающих. От близкого присутствия людей, шумов вертолетов, мощной строительной техники киты теряют вес и жизненную активность, теряют шансы вырастить полноценное потомство. Три года назад нефтяники пошли навстречу экологам: они согласились изменить трассу подводного трубопровода, по которому нефть и газ будут отправляться на экспорт. Но принципиально ситуация не меняется: киты продолжают испытывать дискомфорт от техногенного шума, а нефть, попадающая в акваторию (пусть даже в небольших дозах) отравляет морскую биоту, донные сообщества, которыми кормятся киты.
     Серых китов в этой части Тихого океана осталось так мало, что ученые каждого узнают "в лицо". Как только сходит лед, китовое семейство прибывает в Пильтунскую лагуну на летнюю "дачу" - подкормиться, вырастить молодняк. В сентябре, с наступлением холодов, киты мигрируют к югу. Питание, которое они получают в сахалинском регионе, является залогом того, что уникальные морские животные перезимуют успешно.
     Мало кому известно, что счет китов, исчезнувших от "рук" человека, уже идет на сотни миллионов, многие виды этих млекопитающих уже исчезли под техногенным ударом. Для сахалинских китов "последним" считалось лето 2004 года. Однако запас прочности пока позволяет древним существам превозмогать обстоятельства, в которые их бросила жизнь. Вопрос в том, смогут ли они вообще сосуществовать с людьми и нефтью.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

19.02.2008 11:55 | www.rian.ru
"Речь" китов по сложности не уступает человеческой

Всемирный день защиты китов отмечают 19 февраля с тех пор, как в 1986 году был запрещен китобойный промысел. Запрет Международной китовой комиссии вступил в силу двадцать лет тому назад, однако с каждым годом древнейшим жителям планеты угрожает все большая опасность.
     В конце ноября минувшего года Япония отправила на промысел в антарктические моря китобойную флотилию из пяти судов. Заявленная цель - несколько сотен малых китов-полосатиков, охота на которых ведется ежегодно.
     Токио утверждает, что промысел китов необходим для научной работы - он помогает ученым отслеживать размеры популяции, изучать поведение животных, а мясо китов продается для того, чтобы оправдать расходы на научные программы. Экологи же убеждены, что китобойный промысел Японии не имеет никакого отношения к научной работе.
     Но настоящие научные изыскания ведутся постоянно с тех пор, как китов начали охранять. Ученым продолжают открываться удивительные факты о жизни этих морских гигантов.
     Так, недавно исследователи обнаружили, что горбатые киты "общаются" на языке с четкой грамматической структурой. По сложности "речь" китов совсем не уступает человеческой.
     С помощью компьютерной программы ученые обнаружили в языке горбатых китов иерархический синтаксис, при котором слова объединяются во фразы, а фразы - в предложения.
     Такой синтаксис присутствует только в человеческой речи. Если ученым удастся расшифровать язык этих животных, быть может, они смогут узнать, почему киты совершают навигационные ошибки, выбрасываясь на берег.
     Как известно, одна из причин подобного явления заключается в воздействии звуковых радаров кораблей на природные навигационные системы животных. Ежегодно десятки и даже сотни китов выбрасываются на берег океана в разных частях света.

Звуковые атаки

Можно только поражаться тому, как эти гигантские животные, покорители морских просторов, могут быть так чувствительны к звукам.
     Дело в том, что киты ориентируются по звукам, которые перемещаются в толще воды и отражаются от объектов - чем быстрее возвращается звук, тем ближе объект.
     Когда сонары морских судов начинают влиять на работу этих систем китов, у животных притупляется чувство опасности. Киты начинают слишком быстро всплывать на поверхность с большой глубины и погибают от декомпрессии.
     В последние годы уровень шумов в мировом океане вырос в несколько раз. Для подводного мира - это смертельная опасность. Обитатели морей и океанов не только ориентируются в пространстве по звукам, но и таким образом общаются друг с другом: матери следят за младенцами, а взрослые особи охотятся на рыбу. Мужские особи-киты, чтобы их услышала партнерша, должны как минимум сутки петь свою "серенаду". Песни, напоминающие чириканье и птичий щебет, помогают налаживать отношения между особями.
     В мире на грани вымирания находятся несколько популяций китов. В России это полярные и серые киты Охотского моря, являющиеся самым древним видом усатых китов.
     Сейчас в Мировом океане живет около 50 разных видов китов. Ученые до сих пор не сошлись во мнении по поводу продолжительности жизни подводных гигантов: одни говорят, что киты проживают где-то до 50 лет, другие же заявляют, что продолжительность жизни этих животных в три и даже четыре раза больше.

Побег в воду

Предки китообразных жили на суше и лишь 70 миллионов лет назад перебрались в воду. Вот почему китообразные напоминают рыб только формой тела и тем, что живут в воде. Все же остальное у них устроено так же, как и у млекопитающих: они теплокровные, дышат атмосферным воздухом, вынашивают плод в матке, рождают вполне развитого детеныша, которого вскармливают молоком, а на их теле различимы остатки волосяного покрова.
     Миллионы лет тому назад предкам китообразных пришлось сменить земное бытие на водное, что, по мнению ученых, произошло из-за земных катаклизмов. В настоящее время у китов нет выхода: опасность подстерегает их не только в воде, но и на суше.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

19.02.2008 21:56 | Первый канал
Мир отмечает день защиты китов

Сами морские гиганты о человеческих праздниках ничего не знают. Древние обитатели океана, которые появились на Земле на миллионы лет раньше людей, находятся под угрозой исчезновения. И дело не только в том, что их убивают любители деликатесного мяса. Киты как будто сами утратили вкус к жизни. Десятками и сотнями они выбрасываются на берег. И учeные пока не могут точно установить причины массового самоубийства огромных млекопитающих, которых многие считают разумными существами.
     Репортаж Анны Нельсон.
     Точно этого не знает пока никто. Почему прожив на планете как минимум 30 миллионов лет, ее самые крупные обитатели вдруг начали совершать самоубийства. По всему миру они выбрасываются на берег поодиночке или группами. Океанологи потрясены: за последние несколько лет киты резко изменили мелодии своих брачных песен. По одной из версий, новые звуки рождаются в условиях опасности.
     В морях далекой Антарктики шла мирная флотилия "Слава". Ее вооружение - гарпунная пушка. Это не было преступлением. Человечество еще даже не предполагало, что скоро гигантские млекопитающие окажутся на грани исчезновения. В СССР продовольственный кризис. А одним китом можно накормить сразу тысячи людей.
     В 70-х годах советским гражданам был хорошо известен вкус китовых консервов: они стояли на полках всех продуктовых магазинов страны. Китовое мясо стоило тогда в 3 раза дешевле говядины. Но сегодня, спустя 40 лет, все изменилось настолько, что мясо кита превратилось в настоящий деликатес или, скорее, в драгоценность. Один кусочек его стоит теперь баснословных денег.
     Повар японского ресторана в напряжении. Тонкие ломтики он должен выловить ровно через 30 секунд. В случае чего, исправить ошибку не сможет. У него просто нет больше этого мяса.
     Судо Тэидзиро, шеф-повар ресторана: "Чтобы привезти в Москву такой кусочек, нужно предъявить стопку документов на таможне, подтверждающих его легальное происхождение. Потому что сейчас китов ловить запрещено".
     На борту японского судна надпись "Исследования". Изучать животных никто не запрещал. Пока, кажется, все в соответствии с требованиями Международной китобойной комиссии. В 1986 году в нее вошли более 70 стран и подписали мораторий на вылов китов. Но камера на сей раз будет долго следить за выходом в океан японской флотилии.
     На конце гарпуна заряд, который взрывает кита изнутри. По возвращении в порт экипаж выгружает на берег уже лишь тяжелые коробки. Китовых туш на борту судна не видно.
     Аукцион мяса китов на японском рынке. Сюда оно попадает как отработанный продукт научного лова - это официальная версия страны восходящего солнца.
     Иван Блоков, эколог: "Не надо убивать кита для того, чтобы его изучить. Так же, как для того, чтобы изучить человека, не надо убивать человека. Я могу спокойно привести этот пример очень легко, тем более, при наличии современной техники".
     Но война идет и на суше. Исландия попыталась открыть экзотическую китовую рыбалку в знак протеста по улице Берлина, где сосредоточены посольства, энтузиасты провезли мертвую тушу касатки. Исландия отступила.
     Пока океанологи пытаются расшифровать новую тревожную музыку китов, в ООН уже звучат предложения как можно скорее создавать китовый заповедник вокруг Антарктиды. Чтобы там хотя бы часть Мирового океана происходила от слова мир, но не война.

19.02.2008 22:55 | www.rian.ru
Проект "Сахалин-1" угрожает китам - WWF

Экологи будут добиваться создания заповедника для китов в районе Пильтунского залива, где в рамках проекта "Сахалин-1" строится нефтепровод, сообщил руководитель проекта по экологической политике нефтегазового сектора Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Алексей Книжников.
     "Мы выступаем с инициативой скорейшего создания заповедной зоны на территории Пильтунского залива", - сказал Книжников во вторник в РИА Новости на конференции, посвященной Международному дню защиты китов.
     Опасения экологов за судьбу китов вызваны предполагаемым строительством через эту зону газопровода компании Exxon в рамках проекта "Сахалин-1".
     "Они приступили к той фазе, которая предполагает строительство подводного нефтепровода с косы Пильтунской на Пильтунскую лагуну", - сказал Книжников. Он отметил, что киты могут пострадать как при строительстве, так и в при эксплуатации нефтепровода, "а при возможном нефтеразливе под угрозой уничтожения будет находиться вся экосистема залива".
     По словам Книжникова, экологи "в декабре обратились в Exxon с просьбой пересмотреть маршрут трубопровода, но уже три месяца как нет никакого ответа".
     "В ближайшее время, мы будем задействовать другие методы, чтобы добиться как минимум ответа на нашу просьбу, а лучше всего - изменения этого маршрута", - сказал эколог. Он пояснил, что речь может идти, в частности, о попытке через суд признать незаконной заключения государственной экологической экспертизы, в свое время давшей добро на проект.
     Международная китобойная комиссия, образованная в 1946 году и включающая в настоящее время 77 стран, объявила мораторий на китобойный промысел 19 февраля 1986 года, и с тех пор этот день отмечается экологами всего мира как Международный день защиты китов.

05.02.2008 01:35 | Правда.РУ
В Новой Зеландии зафиксирована массовая гибель дельфинов

Члены парламента Новой Зеландии обвинили иностранные рыболовные суда в недавней гибели двадцати двух дельфинов, запутавшихся в сетях рядом с новозеландским побережьем. Министр охраны природы Новой Зеландии Стив Чедвик заявила накануне, что смерти дельфинов в сетях рыболовецких судов у западного берега Северного острова страны - предмет большого беспокойства.По ее словам, два иностранных судна после гибели дельфинов добровольно покинули воды страны, но один траулер продолжил лов и поймал в сети еще несколько дельфинов. Нет ничего необычного в том, что дельфины время от времени попадают в рыболовные сети, но 22 случая их гибели за короткий промежуток времени заставляют проявить чрезвычайную озабоченность, заявила Чедвик. Член парламента страны Пита Параоне, со своей стороны, заявил, что гибели дельфинов можно было избежать, если бы иностранные траулеры в водах Новой Зеландии столкнулись бы с более жесткими правилами и штрафами.

31.01.2008 07:35 | Правда.РУ
Белух во Владивостокском дельфинарии взяли под усиленное наблюдение

Специалисты взяли под усиленное наблюдение белух, обитающих во Владивостокском дельфинарии, из-за экстремально высокого загрязнения воды, выявленного накануне в Амурском заливе, сообщил заведующий лабораторией морских млекопитающих Тихоокеанского научно-исследовательского центра рыбного хозяйства (ТИНРО-центра) Адольф Перлов. По данным лаборатории мониторинга загрязнения морских вод Примгидромета, в Амурском заливе в районе, где располагается Владивостокский дельфинарий, специалисты выявили экстремально высокое загрязнение нефтяными углеводородами. Предельно допустимая концентрация (ПДК) этих веществ превышена в 51 раз. Также выявлено превышение в несколько раз ПДК фенолов и фосфатов. Загрязнение, по мнению специалистов, вызвано сбросом сточных вод, сообщается на сайте Примпогода.ру. "Пока семь белух, обитающих в дельфинарии, ведут себя обычно - играют, принимают пищу. Однако после обнаружения загрязнения специалисты взяли животных под усиленное наблюдение, они оценивают, не изменилось ли их поведение и внешний вид", - сказал Перлов. По его словам, последствия загрязнения воды для обитателей дельфинария сложно прогнозировать, так как нефтепродукты разлагаются долго, а исследований по уровню пороговых загрязнений, которые способны переносить белухи, не проводилось. В морской воде дельфинария концентрация нефтепродуктов превысила ПДК в 2.2 раза. По остальным показателям превышение предельно допустимой концентрации не обнаружено. Владивостокский дельфинарий - единственный на Дальнем Востоке. Это плавучее сооружение расположено в Амурском заливе, почти в самом центре Владивостока.