Лента новостей 2007 г.

25.12.2007 11:59 | Газета.ru
Ученые разгадали причины устойчивости китов к гипоксии

Ученые, наконец, раскрыли секрет уникальных способностей морских млекопитающих животных проводить большое количество времени под водой. Они могут сохранять умственную и физическую активность более полутора часов без каких-либо негативных последствий для организма.
     Как показали исследования научной группы из Калифорнийского университета в Санта-Крузе, руководимой профессором экологии и эволюционной биологии Терри Уильямсом, некоторые виды морских животных, такие как киты, дельфины и другие – защищены от гипоксии – быстрого и значительного понижения уровня кислорода в тканях головного мозга. Помогают им в этом особые белковые молекулы, глобины, специфически доставляющие кислород к мозговым тканям.
     Как отмечает сам Уильямс, его группой было обнаружено увеличенное до 10 раз количество различных типов глобинов в мозгу некоторых животных.
     Достижения ученых представлены на страницах Proceedings of The Royal Society B.
     До сих пор остается не выясненным – рождаются ли дельфины и киты с повышенным содержанием глобинов, или же выработка особых белков стимулируется их образом жизни.
     Открытие ученых может пригодиться специалистам, занимающимся старением и разрушением головного мозга. У Уильямса есть ряд оснований полгать, что мозг всех млекопитающих способен гибко варьировать уровень глобинов – переносчиков кислорода в мозговых тканях. Это поможет снизить негативные проявления мозговой деятельности и разрушение мозговых тканей, связанных с кислородным голоданием или старением.
     Гипотеза о том, что искусно ныряющие животные выработали чрезвычайно разветвленную сеть капилляров и сосудов, доставляющих богатый кислородом гемоглобин к органам и мозгу долгое время превалировала среди научного сообщества. Однако позже Уильямсом было установлено, что никакая кровеносная система не способна питать организм кислородом в течение долгого времени – его уровень в крови очень быстро снижается.
     Это и стимулировало ученого начать поиск альтернативного механизма, снабжающего мозг и органы животных кислородом даже при очень низких его концентрациях в крови.
     Уильямс провел масштабное исследование мозговой ткани сухопутных и морских животных. Как и оказалось, морские обитатели имели повышенный уровень нейроглобинов и цитоглобинов – основных переносчиков кислорода от кровеносных сосудов к тканям мозга, открытых все тем же Уильямсом. Их мозг, кроме прочего, имел более темную окраску из за повышенного, по сравнению с обитателями суши, содержания железа.
     Тем не менее, было установлено, что мозговые ткани животных, быстро и интенсивно двигающихся в приповерхностных водах более богаты глобинами, нежели ткани глубоководных ныряльщиков, таких как киты. Еще одним, пока не объясненным фактом, оказалось сильно повышенное содержание глобинов в мозгу красной рыси, сильно превышающее таковое у других представителей семейств псовых и кошачьих.
     Разгадать эти загадки Уильямс и его коллеги планируют в дальнейших работах.

20.12.2007 | lenta.ru
Найден ближайший сухопутный родственник китов

Американские ученые обнаружили на индийской части области Кашмир останки небольшого сухопутного парнокопытного, предположительно являющегося ближайшим родственником китов, сообщает National Geographic со ссылкой на статью исследователей в Nature.
     Парнокопытное, получившее название Indohyus (индохайус), вело полуводный образ жизни и, по предположению ученых, нередко использовало реки, чтобы скрываться от хищников. Индохайус жил 48 миллионов лет назад (в эоцене) и был размером примерно с енота, но больше всего походил на маленького оленя. Исследователи изучили останки сотен особей, найденные в Кашмире.
     Ранее было доказано, что киты и сухопутные парнокопытные - родственники. Однако останков парнокопытных со значительной морфологической близостью к ранним китам, которые могли бы указать на общего предка, обнаружить не удавалось. Ближайшими родственниками китов считались гиппопотамы, но они слишком "молоды": все найденные останки относятся уже к тому периоду, когда киты разошлись с сухопутными родственниками.
     Строение скелета найденного парнокопытного, однако, указывает на очень близкое родство с китами. Структура костей конечностей индохайуса заставляет предполагать, что он много времени проводил в воде: толстый плотный внешний слой костей играл роль балласта, позволяя животному ходить по дну реки. Химический анализ зубов также подтвердил этот вывод. Индохайус, однако, был травоядным, в то время как ранние киты считаются хищниками. Исследователи считают, что стремление сменить рацион, возможно, послужило одной из причин смены среды обитания.
     Таким образом, заключают авторы, предком китов следует считать полуводных парнокопытных, обитавших в эоцене. Находка служит связующим звеном, подтверждающим эту гипотезу.

17.12.2007 | lenta.ru
Косатки используют волны в качестве оружия

Три косатки поднимают волну, которая смоет тюленя со льдины. Кадр из видеосъемки авторов исследования.

Ученые обнаружили у дельфинов-косаток развитую тактику совместной охоты. Будучи не в силах достать тюленя, находящегося на крупной льдине, косатки объединенными усилиями поднимают большую волну, которая смывает его в море, сообщает журнал Nature со ссылкой на статью в журнале Marine Mammal Science.
     Косатка (Orcinus orca, также касатка) - хищное млекопитающее семейства дельфиновых. Встречается по всему миру, питается рыбой, но может нападать также и на крупных млекопитающих, в частности, тюленей.
     Запись охоты на тюленя при помощи волн, сделанную исследователями, можно посмотреть здесь. Главную волну косатки поднимают примерно через две минуты сорок секунд после начала записи.
     Этот метод атаки ученые впервые обнаружили у косаток еще в 1979 году, но тогда его сочли случайной удачной находкой отдельной стаи. Новое исследование показало, что косатки регулярно охотятся группами, отгоняя ледовые поля с тюленями в открытое море, а затем смывая тюленей в воду. Подобное поведение замечено только у косаток в регионе Антарктического полуострова, прочие популяции этого же вида, в том числе в Арктике и в других районах Антарктики, этим методом не пользуются.
     В конце записи живой тюлень снова оказывается на льдине. Возможно, ему удалось как-то сбежать от косаток, однако исследователи предполагают, что, скорее всего, хищники сами вернули его на льдину, чтобы дать молодым особям возможность попрактиковаться в применении нового метода охоты.
     Такое обучение молодых особей нетривиальным методам охоты - демонстрация, а затем тренировка - часто встречается у косаток. Исследователи подчеркивают, что таким образом уникальные для популяций навыки передаются из поколения в поколение и, оставаясь одним видом, популяции становятся различными "социальными группами" с различными традициями. Некоторые социальные группы, возможно, требуют пересмотра своего природоохранного статуса: вид в целом сейчас считается вне опасности, однако отдельным популяциям угрожает изменение их среды обитания, вызванное деятельностью человека.

22.11.2007 | Вести.Ru
Триста дельфинов погибли в Кабо-Верде

Сотни дельфинов погибли на одном из островов Кабо-Верде. Как сообщили власти этого западноафриканского государства, трагедия началась в воскресенье. С тех пор на пляж острова Боавишта выбросились свыше трех сотен дельфинов. Спасти удалось лишь 65 из них.
     В интервью португальскому агентству Луза биолог Ванда Эвора связала массовую гибель млекопитающих с присутствием на Кабо-Верде американской подводной лодки "Ю-эс-эс Аннаполис". На прошлой неделе она стояла в порту Миндело на кабовердийском острове Сау-Висенте, и покинула его как раз накануне трагедии, в субботу. Биолог напомнила, что еще в 2003 году авторитетный научный журнал "Нейчур" опубликовал исследование о крайне отрицательном влиянии гидролокаторов военных кораблей на поведение морских животных. Испускаемые этой аппаратурой мощные ультразвуковые волны, которыми моряки постоянно прощупывают океанские глубины, сбивают морских млекопитающих с толку. Поддавшись панике, дельфины и киты быстро всплывают на поверхность и выбрасываются на берег. В качестве доказательства авторы статьи, группа ученых из Великобритании и Испании, приводит гибель 14 китов в районе Канарских остров, которая случилась в 2002 году в ходе проведения там международных военных маневров. В начале ноября этого года испанские биологи обвинили военных в гибели 24 дельфинов в южном Средиземноморье.
     Кабо-Верде активно добивается тесного партнерства с НАТО, указывая на свое выгодное тратегическое положение, позволяющее контролировать морские пути между Африкой, Европой и Латинской Америкой. В результате страна первой из всех государств Западной Африки удостоилась захода в свой порт американской подводной лодки, - передает ИТАР-ТАСС. Как было объявлено, субмарина осуществляла патрульное плавание, а ее целью был сбор информации о передвижениях судов, на которых в Европу попадают латиноамериканские наркотики и нелегальные иммигранты.

18.11.2007 | BBCRussian.com
Япония начинает охоту на горбатых китов

Японский китобойный флот заявил о намерении впервые за много десятилетий начать охоту на горбатых китов.
     В воскресенье четыре судна отправятся из порта Шимоносеки в экспедицию в южную часть Тихого океана, в ходе которой запланирован забой тысячи китов-полосатиков, включая 50 горбатых.
     Экспедиция продлится до середины апреля, в ней примут участие 239 моряков.
     Запрет на забой горбатых китов был введен международным мораторием в 60-е годы прошлого века и с тех пор соблюдался неукоснительно.
     Охота на другие виды китов была запрещена в 1986 году, однако Япония не присоединилась к международному договору, заявив, что туши китов необходимы для проведения научных исследований.
     Намерение возобновить охоту на горбатых китов Япония объясняет тем, что, по ее мнению, численность этих животных заметно возросла за годы моратория, и им больше не грозит вымирание.
     "Гринпис" - против!
     Вслед за судами японского китобойного флота отправится корабль, снаряженный организацией "Гринпис".
     Ее активисты намерены помешать китобойщикам начать охоту, или хотя бы, по их словам, свести к минимуму число убитых китов.
     По словам представителя отделения "Гринпис" в Японии Хуничи Сато, горбатые киты, в отличие от других видов, существуют очень тесными группами, и гибель даже одного животного может плачевно сказаться на всей популяции.
     Однако представитель министерства рыбного хозяйства Японии Хидеки Моронуки утверждает, что численность горбатых китов составляет десятки тысяч, и отлов 50 особей пройдет безболезненно.
     Активисты движения за охрану окружающей среды обвиняют японские власти в попытках нажиться на продаже ценного китового мяса.
     Тем временем, в своем заявлении Хидеки Моронуки назвал подобные обвинения беспочвенными и уверил, что забой китов имеет исключительно научное значение.
     Некоторые страны заявили, что забой горбатых китов нанесет значительный ущерб международной репутации Японии.

14.11.2007 | Regions.ru
Азовские дельфины оказались в мазутной ловушке

Содержание нефтепродуктов в Керченском проливе продолжает оставаться экстремально высоким.
     "По результатам анализов проб воды, отобранных специалистами Росгидромета 13 ноября, в прибрежной зоне косы Чушка на середине участка порт "Кавказ" - поселок Ильича содержание нефтепродуктов составило 2,50 миллиграмма на литр - 50 ПДК (предельно допустимых концентраций) для водных объектов рыбохозяйственного значения, что соответствует критерию экстремально высокого загрязнения", - говорится в пресс-релизе Росгидромета.
     Напомним, 11 ноября во время шторма в Керченском проливе затонули четыре судна, два сели на мель. Из разломившегося танкера в воду попало более тысячи тонн мазута, кроме того на затонувших сухогрузах находится почти семь тысяч тонн серы.
     Коса Чушка расположена в том месте, где Керченский пролив соединяет Черное и Азовское моря. Вся миграция ценных видов рыб и дельфинов проходит именно через этот, теперь загрязненный перешеек.
     Загрязнение коснулось и косы Тузла. Полоса мазута составляет до 10 метров на глубину до 20-30 сантиметров. Часть мазута в виде комков находится в море, непосредственно у берега в прибойной зоне шириной до 20-30 метров.
     В результате загрязнения моря в Керченском проливе ущерб рыболовству оценивается экспертами в 3,6 млрд рублей. По словам заместителя Новороссийского транспортного прокурора Александра Сарапкина, такую оценку сделали эксперты Росприроднадзора. Она основана на подсчете ущерба от прекращения вылова рыбы и гибели птиц. Пока нет прогноза насчет влияния экологической катастрофы на курортный сезон будущего года.
     Между тем разлив нефтепродуктов угрожает существованию уникальной фауны Черного и особенно Азовского морей. Наибольшую озабоченность у специалистов вызывает судьба дельфинов-белобочек, а также обитающих в районе Керченского пролива одиннадцати видов птиц, занесенных в Красную книгу.

05.11.2007 | НТВ
Китенок ушел от опасности

Жители Португалии спасли от смерти заплывшего в мелкую заводь китенка. Инцидент произошел в нескольких десятках километрах к северу от столицы.
     Китенок (его длина три метра, а вес полтонны) попал в заводь, которая была отрезана от Атлантического океана, и "слегка поранился".
     Местные жители немедленно связались с португальским Институтом охраны природы и биоразнообразия, который в таких случаях должен оказывать необходимую помощь. Но сотрудники учреждения так и не появились на месте происшествия, передает ИТАР-ТАСС.
     Люди решили действовать самостоятельно. Десятки добровольцев прорыли в песке канал и, осторожно подталкивая растерянного китенка, смогли переправить его в океан. Успеху замысла способствовал начавшийся прилив.
     Участники спасательной операции не сомневаются в том, что млекопитающему удастся восстановиться полностью. Главный повод для такого оптимизма то, что китенок сразу же ушел в океанские глубины, а не пытался выброситься на берег.

03.10.2007 | Радио Свобода
В Балтийском море обнаружены дельфины

Два дельфина, самка и ее детеныш, были обнаружены в воскресенье немецким полицейским катером в водах Балтийского моря. Обнаружение дельфинов вызвало настоящую сенсацию среди немецких морских экспертов, они полагают, что появление дельфинов является результатом глобального потепления.
     Млекопитающие обычно обитают в более теплых водах Средиземноморья и по побережью Африки, так что их появление около берегов гораздо более прохладной северной Германии, по-видимому, имеет отношение к повышающейся температуре океанов. Их уже видели в Балтийском море в 2001 году. Дельфины сопровождали катер в течение четырех часов. Директор Немецкого Океанографического музея в Штральзунде (German Oceanographic Museum in Stralsund) Харальд Бенке (Harald Benke) сказал: «Мать даже кормила детеныша молоком, что весьма необычно, так как животное должно быть очень доверчиво, чтобы кормить малыша на глазах команды катера».
     У животных есть хорошие шансы выживания в водах Балтии, считает Бенке. Дельфины питаются сельдью, и Бенк предсказывает, что именно нехватка рыбы, а не холодная температура, может заставить дельфинов уйти в более привлекательные воды.

25.09.2007 | Правда.РУ
В Белом море белух меньше, чем считалось

Возможно, белух в Белом море гораздо меньше, чем считалось ранее. Такую версию выдвигают специалисты института экологических проблем Севера. Они изучают особенности распространения беломорских белух в течение нескольких лет.
     Ученые пришли к выводу, что численность белух в Белом море в 10 и даже 15 тысяч животных, возможно, значительно завышена. С 30-х годов существовало мнение, что летом белухи через Белое море проходят, не останавливаясь.
     Так их с берега и считали, сообщают "Вести Поморья". Но, возможно, каждого кита считали несколько десятков раз. Ученые выяснили, что белухи в заливы Белого моря приходят для рождения и выкармливания детенышей. Причем каждая семья направляется в свой определенный участок моря. Таких уголков выявили пока восемь. В каждом месте может находиться до сотни животных. 15 тысяч никак не выходит.
     За белухами наблюдают два специалиста-института и помощник-доброволец. А наблюдения необходимо вести круглосуточно, поэтому смена может быть и 10, и 18 часов. Экспедиция продолжается полтора-два месяца, а, бывает, что на острове, где базируются ученые, даже воду приходится добывать из-под земли.
     На будущий год, если позволит финансирование, ученые намерены провести генетический анализ белух из разных стад в разных частях Белого моря. Если киты с детенышами действительно проводят лето в одних и тех же местах - такие участки моря нуждаются в охране. Но ученые говорят, что их гипотеза о численности белух требует дальнейшего изучения.

09.09.2007 | lenta.ru
Североамериканские индейцы пошли на кита с пулеметом

Представители американского природоохранного ведомства пытаются спасли калифорнийского серого кита, который едва пережил встречу с индейцами племени Мака. Как сообщает Associated Press, пятеро представителей этого племени сначала всадили в животное гарпун, а затем выпустили в него несколько очередей из пулемета 50-го калибра.

Вокруг дрейфующего полуживого кита создан километровый радиус безопасности, куда сейчас никого не пускают. По последней информации, животное пытается отплыть подальше от берега в сторону открытого моря.

Катера береговой охраны настигли лодку охотников, все пятеро индейцев задержаны, однако обвинения им пока не предъявлены.

Согласно законам штата Вашингтон, где произошел инцидент, индейцы имеют право на добычу пяти китов ежегодно, однако разрешения на вылов очередного кита они получить не успели.

Местные правоохранительные органы решают вопрос о возможности возбуждения уголовного дела по факту незаконной охоты на морское млекопитающее.

31.08.2007 | Русская Служба Новостей
В Китае получены доказательства существования редчайшего пресноводного дельфина

В Китае получены доказательства существования редчайшего пресноводного дельфина. До сих пор ученые были уверены, что эти млекопитающие давно вымерли. Теперь китайские СМИ сообщают, что такого дельфина в реке Сюйба удалось заснять на видеокамеру жителю провинции Аньхой. Китайский речной дельфин, известный в Китае как "байзи", считался одним из самых малочисленных представителей мировой фауны. В начале 1980-х годов насчитывалось порядка 400 особей этого вида, а после 2004 года они не встречались вообще. Главной причиной исчезновения этого вида ученые называют нарушение человеком экологического баланса в регионе.

07.08.2007 | podrobnosti.ua
В Одесском дельфинарии впервые за 10 лет родился дельфиненок

В Одессе в дельфинарии "Немо" впервые за 10 лет родился дельфиненок.
     Как во вторник, 7 августа, сообщил директор дельфинария Сергей Келюшок, новорожденный весит чуть более 40 килограммов, его длина - 70 сантиметров.
     Питается новорожденный молоком матери.
     По словам Келюшка, сотрудники дельфинария планируют вырастить из дельфиненка настоящего артиста.
     "Родившийся утром в воскресенье маленький дельфин уже сегодня проявляет актерский талант - играет с мячом. Но пока что он далеко от матери не отходит", - сказал он.
     Руководство дельфинария объявило конкурс на лучшее имя дельфину. Варианты имен можно присылать на адрес delfinariy ukr.net. Маму дельфина зовут Лиля.
     Директор дельфинария также сообщил, что уже сейчас рядом с дельфинарием строится центр дельфинотерапии для детей больных аутизмом. Срок строительства составит около 2 лет.

23.07.2007 | BBCRussian.com
Дельфины реки Янцзы "окончательно вымерли"

Пресноводный дельфин, обитающий исключительно на территории Китая, по всей видимости, исчез с лица Земли. К такому выводу пришли ученые.

Полтора месяца группа исследователей из Великобритании, Китая, Соединенных Штатов и Японии работала на реке Янцзы, в традиционном ареале обитания этого удивительного млекопитающего, известного под названием байцзи, но так и не смогла увидеть ни одного животного.
     Сообщая об этом в журнале британского Королевского научного общества Biology Letters, эксперты указывают на неконтролируемое рыболовство как на главную причину гибели пресноводного дельфина.

Древний вид

Однако группа активистов Всемирного фонда дикой природы (WWF) считает, что результаты исследования нельзя считать окончательными. "WWF не думает, что дельфин байцзи может быть объявлен вымершим или "фактически вымершим", поскольку исследование было проведено в короткий период времени в ограниченном районе реки", - заявил представитель Фонда.
     Он напомнил, что определенный вид может быть официально причислен к списку вымерших лишь в том случае, если ни один его представитель не наблюдался в природе на протяжении 50 лет, а последняя подтвержденная информация о встрече с байцзи относится к 2002 году. После этого было несколько подобных сообщений, подтвердить которые не удалось. А последний байцзи, живший в неволе, умер в том же 2002 году.
     На сегодняшний день пресноводный дельфин из Янцзы числится в Красном списке Всемирного союза охраны природы как вид, находящийся в "критической опасности".
     Доктор Сэм Тарви из Лондонского зоологического общества, один из соавторов статьи, публикуемой Biology Letters, называет вывод, к которому пришел он и его коллеги, "ужасной трагедией".
     "Дельфин реки Янцзы был выдающимся млекопитающим, отделившимся от других видов более 20 миллионов лет назад, - объясняет он. - Его исчезновение представляет собой вымирание целой ветви эволюционного древа жизни и подчеркивает, что мы так и не осознали своей полной ответственности за свою роль стражей планеты".
     Если факт исчезновения байцзи с лица Земли будет подтвержден, то это будет первый случай вымирания крупного позвоночного за последние полвека.

"Побочная жертва"

Байцзи вид (Lipotes vexillifer) - единственный сохранившийся до наших дней представитель Lipotidae, древнего семейства млекопитающих, который, как полагают исследователи, от 40 до 20 млн. лет назад отделился от других морских млекопитающих - таких как киты, морские дельфины или морские свиньи - и с тех пор практически не менялся.
     Белый пресноводный дельфин имел длинный тонкий клюв и короткий спинной плавник, жил в группах по три-четыре особи и питался рыбой.
     Группа ученых на двух судах проводила поиск дельфина при помощи акустической аппаратуры и визуальных наблюдений в ноябре-декабре прошлого года на протяжении шести недель. Поиск велся на участке реки Янцзы длиной в 1669 километров: от плотины "Три ущелья" до Шанхая.
     "Хотя теоретически возможно, что пара выживших особей не была замечена, - пишут они, - тот факт, что мы не заметили ни одного байцзи, несмотря на интенсивность наших поисков, указывает на то, что перспективы обнаружения и перемещения их в [заповедник] представляются стремящимися к нулю".
     Специалисты добавляют, что в регионе, где обитали пресноводные дельфины, происходили события, которые могли способствовать исчезновению байцзи, например, строительство дамб или столкновения судов.
     "Однако самым главным фактором была, вероятно, бесконтрольная деятельность местных рыболовов, - добавляют они. - В отличие от большинства крупных животных, исчезнувших в период новейшей истории, байцзи стал жертвой не активного преследования, а побочного эффекта масштабного влияния, которое человек оказывает на окружающую среду, в частности, неконтролируемого и неизбирательного рыболовства".

23.07.2007 | lenta.ru
Компьютер научился узнавать дельфинов по голосу

Океанологи разработали программу, способную определять вид дельфина по издаваемым им звукам. Соответствующую статью исследовательского коллектива из института океанографии Скриппса под руководством Джули Освальд (Julie Oswald) публикует журнал акустического общества Америки.
     Чтобы предупреждать вред, который рыболовы могут нанести морским животным, в частности, дельфинам, специалисты регулярно измеряют количество особей различных видов в районе, где прошло рыболовецкое судно. Если какой-либо вид представлен неожиданно малым числом особей, это является поводом для дополнительной проверки.
     Визуальных методов для проверки оказывается недостаточно: многие дельфины стараются оставаться под водой и наблюдатель не может их заметить. Группа Освальд решила использовать акустические методы не только для того, чтобы обнаруживать таких дельфинов, но и автоматически определять их вид. Хорошо известно, что многие сочетания щелчков и свиста, издаваемые дельфинами, а также комбинации частот в свисте уникальны для каждого конкретного вида.
     По замыслу разработчиков, судно наблюдателей оснащается подводными микрофонами, которые фиксируют сигналы дельфинов и передают их на установленный на борту компьютер. Программа анализирует "речь" дельфинов, автоматически выделяя десять переменных, характеризующих "голос" каждой особи, и сравнивает их с записями в базе данных.
     При полевых исследованиях программа смогла различить восемь видов дельфинов с точностью 80 процентов.

17.07.2007 11:59 | Газета.ru
Бразильский телеканал показал убийство 83 дельфинов

Бразильские рыбаки засняли на видео убийство 83 дельфинов. Кадры показал телеканал Globo TV, их получило природоохранное агентство Ibama. Дельфины задохнулись в сетях, так как не могли всплыть для дыхания. Охота проводилась неподалеку от того места, где Амазонка впадает в Атлантический океан. После того, как мертвых дельфинов выгрузили на палубу судна, моряки засмеялись, а кто-то сказал: "Каждый попадет за решетку после этой съемки!". Власти ведут расследование.

09.07.2007 11:59 | NewsInfo
Китайскому дельфиненку, родившемуся в искусственных условиях, исполнился месяц

На днях в Уханьском институте гидробиологии АН КНР (пров. Хубэй, Центральный Китай) исполнился месяц детенышу речного дельфина. Это означает, что китайские зоологи в более высокой степени освоили технологии по размножению этого вида животных, находящихся уже на грани вымирания.
     Как пояснил заместитель директора института Ван Дин, здоровье речных дельфинов в первый месяц после их рождения является весьма слабым. К радости научных сотрудников, состояние упомянутого "новорожденного" уже вне опасности.
     2 года тому назад в указанном институте впервые в мире появился на свет речной дельфин, "мама" которого обитала и выносила его в искусственных условиях.
     Речные дельфины занесены в "Красную книгу". Как и белые дельфины, они относятся к подсемейству морских млекопитающих подот ряда зубатых китов и обитают только в бассейне крупнейшей в Китае р. Янцзы.
     В целях охраны этих видов животных китайское правительство с 1978 г . создало ряд природных заповедников. По данным, ныне количество речных дельфинов, обитающих в провинциальном заповеднике "Тяньэчжоу", составляет более 30 особей.
     Как указали зоологи, от крупномасштабного освоения реки, чрезмерного лова рыбы, увеличения количества судов на реке и серьезного загрязнения воды в бассейне реки непрерывно ухудшается экосистема, что осложняет проблему охраны дельфинов, да и рыбных ресурсов в целом. В конце прошлого года 25 специалистов из Китая, США, Японии, Германии, Великобритании и Швейцарии совершили 38-дневную экспедицию по Янцзы в целях обнаружения белых дельфинов. К великому сожалению, их поиски последних в мире "водных панд" закончились безрезультатно. На 3400-километровом пути ученым удалось обнаружить 1100 речных дельфинов, и, по их оценке, эта цифра означает, что популяция этих редких животных сократилась более чем на 50 процентов по сравнению с 1991 г , передает агентство "Синьхуа".

05.07.2007 | lenta.ru
В гавани Гамбурга нашли мертвого кашалота

Мертвый кашалот был обнаружен в гавани Гамбурга, куда он попал, проплыв вверх по Эльбе, сообщает AFP со ссылкой на немецкую полицию. Восьмиметровое животное попало в устье реки из Северного моря. Представитель полиции рассказал, что в реки часто попадают дельфины, однако с кашалотами такое происходит "чрезвычайно редко".

Погибшее животное вытащили на причал, установить причину смерти должны ветеринары из Гамбургского института защиты животных.

Агентство отмечает, что в 2006 году в Темзу заплыл кит, который также погиб.

04.07.2007 11:59 | НТВ
Серые киты худеют от страха перед нефтяниками

Экологи Всемирного фонда дикой природы, наблюдающие за серыми китами с сахалинского берега, сделали заявление. Они считают, что нефтяники компании «Сахалин Энерджи» вынудили млекопитающих, летом пасущихся у побережья острова, покинуть свои места возле Пильтунской косы.
     Дело в том, что в этом районе ведутся работы по установке на сахалинском шельфе нефтяной платформы ПА-Б (Пильтун-Астохская-Б). Как только баржу с платформой в сопровождении эскорта судов привели к месту, киты тут же исчезли. Исследователи уверены, что причина ухода океанских исполинов кроется как раз в установочном процессе.
     Координатор программы фонда Алексей Книжников заявил, что «серых китов испугал постоянный шум, который издают буксиры и другие суда, задействованные в монтаже нефтедобывающей платформы».
     Экологи призвали компанию «Сахалин Энерджи» сделать все возможное, чтобы не пугать серых китов. Их охотско-корейская популяция насчитывает не более 100 особей. Зимой они живут возле Корейского полуострова, а летом — в Охотском море у побережья Сахалина.
     Серые киты находятся под угрозой исчезновения. Всемирный фонд дикой природы с 2004 года проверяет воздействие сахалинских нефтегазовых проектов на этих млекопитающих. Экологи утверждают, что киты худеют с каждым годом, так как нефтяники лишают их мест нагула, передает
ИТАР-ТАСС.

13.06.2007 11:59 | Страна.Ru
Кит с гарпуном в спине плавал более ста лет

Определить возраст 50-тонного полярного кита позволил американским ученым застрявший в его теле обломок разрывного наконечника гарпуна, пущенного в него рыбаком в конце XIX века. Второй раз уйти от преследователей этому морскому млекопитающему не удалось: его выловили у берегов Аляски в этом мае. Кит был пойман с использованием аналогичного, но современного гарпуна по квоте эскимосов Аляски.
     Недавно Международная китобойной комиссия разрешила 10-ти эскимосским деревням отлов 255 китов на протяжении пяти лет. В теле морского гиганта, который прожил от 115 до 130 лет, биологи нашли 9-сантиметровый обломок металлического цилиндра, который был частью разрывного наконечника гарпуна. Ученые предполагали, что эти киты могут жить до 200 лет, но лишь очень редко экспертам попадались особи, "перешагнувшие" столетний порог.
     Для определения возраста китов используется дорогостоящий метод сканирования аминокислот в хрусталике глаза. Но на этот раз данная процедура не потребовалась. Не убивший кита гарпун был заполнен взрывчаткой с механизмом замедленного действия. Такое оружие использовали китобои в конце XIX века. Взрыв наконечника должен был смертельно ранить кита и не позволить вырваться из сетей преследователей. Однако этому киту более века назад повезло. Гарпун тогда не задел легкие млекопитающего, а смертоносный обломок застрял у него в области между лопаткой и шеей. "Рана причиняла боль животному, но жизненно важные органы не были задеты, иначе бы он не прожил более ста лет", - подчеркнул эксперт из Музея китовой охоты в Нью-Бедфорде (штат Массачусетс) Джон Бокстоуси.

12.06.2007 04:47 | Газета.ru
В Мексике скончался детеныш касатки, лишившийся материнского молока

В мексиканском аквариуме скончалась касатка-детеныш, найденная ранее на тихоокеанском побережье страны и прозванная местными жителями Паскуалита. Касатка умерла, лишившись молока матери, однако вывезти ее в хороший аквариум за пределами страны, где ее могли бы кормить искусственно, не удалось, поскольку вывозить животных из Мексики правительство запретило.
     По словам представителя мексиканского агентства по охране окружающей среды, касатка умерла в воскресенье из-за инфекции, которой не смогла противостоять: имунная система кита не развилась, поскольку млекопитающее не получало материнского молока.

30.05.2007 07:47 |  Газета.ru
Жителям Чукотки разрешено добывать столько же китов, сколько и прежде

Международная китобойная комиссия (МКК) утвердила для Чукотки квоту на промысел китов в прежних объемах. Как сообщил представитель региональной общественной организации коренных жителей округа Николай Эттыне, "за 2008-2012 годы промысловикам Чукотки разрешено добыть 600 серых и 25 гренландских китов".
     Россия представила участникам МКК доклад "Обоснование культурных, традиционных и пищевых потребностей коренного населения Чукотки в серых и гренландских китах на 2008-2012 гг". Помимо традиционного отчета о ходе добычи, в него были включены данные научных исследований, подтверждающие благополучное состояние популяций китов.
     Подтверждение квоты, по мнению Эттыне, говорит о том, что Россия соблюдает главный принцип - "неистощительное использование любых ресурсов под строгим контролем и на научной основе".

28.05.2007 05:39 | NewsInfo
Чукотские киты пахнут йодом

В Анкоридже завершилось заседание научного комитета Международной китобойной комиссии. В его рамках работали 14 групп. Российская делегация принимала участие в шести из них: это заседания по научным наблюдениям, по разрешениям, идентификации, по наблюдению за китами, по управлению процедурами поддержки аборигенного промысла и состоянию запаса гренландских, гладких и серых китов. Об этом сообщили в пресс-службе правительства Чукотского автономного округа (ЧАО).
     Российская сторона подготовила к заседанию материал, в котором выразила обеспокоенность появлением китов с нехарактерным йодистым запахом. На заседании предложено дать определение этому феномену, провести сбор проб и их анализ, а также не включать таких китов в квоту. Российской стороне поручено подготовить материалы и рекомендации по этому поводу к следующей встрече.
     То, что документ, представленный Россией, вошeл в официальный отчeт научного комитета, участники нашей делегации считают важным итогом завершившегося заседания. Кроме того, учeнные согласились во мнении о единстве популяции гренландского кита в Чукотском, Беринговом морях и море Бофорта. Это значит, что по-прежнему для охоты на гренландцев коренные жители Чукотки и Аляски будут получать одну квоту. У НК не вызывает опасения численность популяций гренландского и серых китов. Было отмечено, что запасы этих китов находятся в удовлетворительном состоянии и имеют тенденцию к увеличению поголовья. Решение НК в качестве рекомендации будут доложены на сессии МКК, которая состоится 28-31 мая, передает Правда.Ру.

25.05.2007, 21:38:06  lenta.ru
У ирландских дельфинов зарегистрирован сильный акцент

Характерные звуковые сигналы, которыми обмениваются дельфины, имеют специфические особенности в зависимости от региона их проживания, установил студент Университета Уэльса Ронан Хикки (Ronan Hickey).
     В своей работе, как рассказал агентству Reuters научный руководитель Хикки Саймон Берроу (Simon Berrow), у млекопитающих зафиксированы четко различающиеся диалекты, формирующиеся в зависимости от различий в окружающей среды регионов их обитания.
     В ходе исследования были проанализированы 1882 "свиста" дельфинов из эстуария реки Шэннон (Ирландия) и из залива Кардиган на побережье Уэльса. Ученым удалось выделить 32 различных категории звуков, восемь их которых были характерны только для тех животных, которые обитали у берегов Ирландии.
     Постулируя, что различия в звуках означают различия в передаваемых таким образом сигналах, Берроу утверждает, что расхождения в "речи" дельфинов обусловлены отличиями в условиях среды их обитания.
     Собранный материал будет использован при составлении словаря звуковых сигналов дельфинов и в ходе дальнейших сравнительных исследований.

21.05.2007 06:03 |  Газета.ru
Заплывшие в Сакраменто киты решили возвращаться в океан

Два кита-горбача, по ошибке заплывшие на 150 км вверх по эстуарию и руслу реки Сакраменто в Калифорнии, неожиданно решили возвратиться в Тихий океан. Как сообщил представитель береговой охраны США Брайан Лешак, китенок и кит-мама уже продвинулись на пять миль (8 км) вниз по реке от столицы штата Калифорния города Сакраменто, где они были обнаружены на прошлой неделе.
     По словам Лешака, поворот китов домой - их собственная инициатива: "Они просто поплыли сами по себе". По его расчетам, если они будут плыть с той же скоростью, то вскоре после полуночи в ночь на понедельник (позднее утро понедельника по Москве) достигнут залива Сан-Франциско. По пути им, правда, надо будет преодолеть соблазн зайти в несколько илистых прудов, из которых раненым животным будет тяжело выбраться. Мама-кит ранее получила порезы спины - видимо, от винта одного из судов в порту. Кроме того, на пути находятся четыре моста, в том числе "Золотые ворота" Сан-Франциско.
     Всю субботу киты радовали тысячи зрителей, нарезая километровые круги по порту Сакраменто. Ранее американцы пытались выманить китов в море с помощью китовых песен, транслируемых под водой, однако заставить китов двигаться не удалось.

18.05.2007 08:18 | Газета.ru
Американцы песнями прогоняют китов из реки в океан

Два горбатых кита заплыли на 148 км вглубь США по реке Сакраменто. Китиха с детенышем, видимо, мигрировала из района Мексики, на острова расположенные у берегов Калифорнии, и по ошибке заплыла в реку Сакраменто. Поднявшись по ней до порта Сакраменто, киты очутились в акватории порта, забитой всевозможными судами. Один из кораблей поранил самку днищем, когда она проплывала под ним. На сегодня назначена операция по спасению китов.
     Один из кораблей, оснащенный специальной аппаратурой, попытается привлечь животных записями китовых песен и с их помощью вывести их в океан.

15.05.2007 11:25 | lenta.ru
Защитники китов не позволят Исландии возобновить коммерческий промысел

Корабль Фарли Моуэт (Farley Mowat) международной группы Sea Shepherd, занимающейся спасением морских животных, 15 мая отправился из Австралии к берегам Исландии, чтобы помешать возобновившейся в стране охоте на китов, сообщает AFP.
     Как заявил капитан судна Пол Уотсон (Paul Watson), "мы не можем и не должны позволить им убивать этих животных, поэтому у нас нет другого выхода, кроме как поставить свою жизнь и свой корабль на защиту североатлантических китов".
     В 1986 году активисты Sea Shepherd, одной из самых агрессивных неправительственных организаций в мире, взяли на себя ответственность за потопление двух китобойных кораблей Исландии в бухте Рейкьявика. В феврале 2007 года активисты движения совершили нападения на два японских китобойных судна недалеко от побережья Антарктики.
     В 1986 году Международная китобойная комиссия (IWC) ввела мораторий на бой китов, разрешив лишь ограниченную добычу этих животных в исследовательских целях. Исландия присоединилась к этому решению в 1989 году, однако в октябре 2006 года решила возобновить коммерческий промысел китов, ссылаясь на зависимость страны от использования морских ресурсов.
     Министерство рыбной промышленности Исландии пообещало, что охота на китов будет вестись в разумных пределах. Предлагалось разрешить в течение года забой тридцати малых полосатиков, а также девяти китов-полосатиков. По данным министерства, в центральной и северной Атлантике насчитывается до 70 тысяч малых полосатиков, из которых около 43,6 тысяч приходится на исландские прибрежные воды, а число китов-полосатиков в этом же районе оценивается в 25,8 тысяч.

14.05.2007 15:13 | Первый канал
В московском дельфинарии появилась новая звезда - двухмесячная Марта
Видеоматериал ©Первый канал

Рождение в неволе этих млекопитающих всегда событие. А Марта - так назвали малыша - к тому же успела проявить себя как маленькая артистка. А значит, когда подрастет, вместе со своими родителями она сможет выступать и лечить детей.
     Вот они, ее первые шаги, точнее, движения плавниками. Урок синхронного плаванья - двухмесячная Марта, как зеркальное отражение матери. Малышка еще и прыгать не научилась, а о ней уже говорят: точно мать перепрыгнет. У них ведь все не как у людей, на детях дельфинов-гениев природа усиленно работает!
     На моржихе Саре природа тоже не отдыхала, но она по своей природе очень отдыхать любит. Танго с моржом, разве это возможно? Только ее постоянный партнер по танцам знает, каким трудом дается эта страстность!
     Даже серьезному директору нравится фамильярничать, стоя на коленях. Владимир Петрушин работает с дельфинами уже почти 40 лет и рад бы сказать: знает о них все! Но еще столько загадок! Вот, к примеру, белухи вдруг начали вести себя так странно, что ученые из Америки московским коллегам уверенно заявили: не белухи это!

Владимир Петрушин, директор Московского дельфинария, старший тренер: "Например, белуха никогда не прыгнет в природе. Глядя на дельфинов, она начинает им подражать, прыгать на высоту до двух метров. Представляете, эта махина прыгает!!!"
     Вот уж для кого действительно вся жизнь - игра. Даже в почтенном возрасте дельфин ведет себя, как непоседливый ребенок. А еще говорят: дельфины не лишены чувства юмора и любят людей остроумных.
     Как животным умным им быстро надоедает однообразие. Тренер Павел рассказывает: надо все время придумывать что-то новое и главное - не затягивать тренировку! Дельфин Коля поторапливает: скучно же!
     Здесь не говорят дрессировщики - тренеры. Отношения между человеком и дельфином гораздо сложнее.
     Владимир Петрушин, директор Московского дельфинария, старший тренер: "Мы наказываем следующим образом. Просто уходим и все! Дельфин очень тяжело переживает. И когда ты приходишь в следующий раз, он всем своим видом показывает, что все понял, что он готов выполнить все, что угодно".
     Пальцы в рот не клади - это тоже не про дельфинов - почесать языки очень любят. Дима к такой тесной дружбе пока не готов, но бабушка уже поражена результатом: чтобы прикоснуться к дельфиньему боку, мальчик поплыл, до этого панически боялся воды.
     Елена Бутова, директор реабилитационного оздоровительного центра Московского дельфинария: "Иногда это единственная возможность для них самостоятельно двигаться, без помощи родителей, без помощи близких. Потому что дети обездвижены на суше. Это, как правило, дети с параличами".
     Ученые еще не раскрыли все секреты, как дельфин лечит. Но как он поднимает настроение - каждый ребенок знает. Это пусть взрослые говорят, что дельфинья улыбка - простая физиология.

02.05.2007 05:47 | Газета.ru
Британцы будут спасать китов в Гибралтарском проливе

Испания намерена с помощью нового закона о защите морских млекопитающих уберечь от гибели китов в районе Гибралтарского пролива, объявила министр окружающей среды Кристина Нарбона. "Закон, который только что принят правительством Испании, позволит в полной мере защитить китообразных от агрессивных действий человека в территориальных водах Испании и, в первую очередь, от слишком сильного шума, который крайне негативно влияет на этих животных", - сказала министр на пресс-конференции в городе Сеута - испанском анклаве в Северной Африке.

13.04.2007 13:04 | www.rian.ru
Экологи требуют запретить аукцион на вылов дельфинов - белух

МОСКВА, 13 апр - РИА Новости. Экологи протестуют против аукциона на добычу дельфинов - белух в России, который объявлен Минсельхозом .
     "Минсельхоз объявил аукцион на добычу 508 белух в России. Это примерно шесть лотов разного размера. Аукцион назначен на апрель", - сообщила в пятницу на пресс-конференции директор российского представительства Международного фонда защиты животных Мария Воронцова.
     По ее словам, минимальная общая цена всех лотов $68 тысяч.
     "Мы направили письмо в администрацию президента России и очень надеемся, что аукцион будет прекращен", - сказала она.
     Воронцова напомнила, что в 1999 году на Чукотке была предпринята попытка открыть промысел на белух. Тогда было добыто 32 особи, несмотря на существовавший международный мораторий на вылов китов.
     Со своей стороны заместитель руководителя Росприроднадзора Олег Митволь сообщил журналистам, что в России практиковался вывоз белух под якобы культурно-просветительские цели. В дальнейшем млекопетающие вывозились за границу, где их мясо продавалось на "черных" рынках. Стоимость одной белухи, по словам Митволя, составляла $200-250 тысяч.
     "Полтора года назад Росприроднадзор этот бизнес в России остановил ", - сказал Митволь, сообщив, что его ведомство не дает вывозить выловленных для культурно-просветительских целей белух за границу.

22 марта 2007| КП
Картины дельфинов продают с аукциона

Сейчас в Курске гостит передвижной российский дельфинарий. Его звезды - 500-килограммовые белые полярные дельфины Моряк и Фрегат. Каждый день дельфины, держа кисть в зубах, рисуют картины.
     - Наши «художники» - абстракционисты, - рассказывает тренер дельфинов Владимир Шеховцов. - Никогда не рисуют одной краской. Им нравятся яркие картинки.
     Работают Моряк и Фрегат очень быстро. Несколько минут и - шедевр готов. Ни один из них пока еще не повторился.
     Для того, чтобы работа морских «художников» не пропадала зря, работники дельфинария решили устраивать аукционы. Все картины расходятся там на ура. В Курске очередной шедевр Фрегата на днях продали за тысячу рублей. Но это далеко не самая большая цена, которую готовы предложить дельфинам за их творчество. В Иране, куда ездил передвижной дельфинарий, один из шейхов, не раздумывая, выложил за творение Моряка 6,5 тысячи долларов.

- Когда он покупал у нас картину, мы сказали ему, что она обязательно принесет счастье, - говорит Владимир Шеховцов. - И что вы думаете! Потом представители шейха связались с нами и рассказали, что их компания нашла в пустыне новую нефтяную скважину!

21.03.2007 12:47 | Радио Свобода
Дельфины слышат зубами

Питер Доббинс (Peter Dobbins) из компании SEA Group Ltd в Бристоле, Великобритания предложил модель функционирования системы эхолокации у дельфинов на мелководье, которая основана на свойствах их зубов, и могла бы быть полезна для улучшения устройств гидролокации. Теория предполагает, что нижняя челюсть дельфина является «эхо-приемником», вибрирующим в ответ на действие звуковых волн. Строение зубов дельфинов особенное: они все одного типа и не разбиваются на резцы и коренные зубы (моляры) для жевания, а расстояние между зубами является удивительно точным. Вибрации зубов могут передаваться в мозг. Челюсть дельфина содержит специализированные жировые отложения (акустический жир), которые могут помочь передавать звуковые волны во внутреннее ухо. Похожие механизмы широко используется в радиолокационном оборудовании, но не в гидролокации. Радар дельфина превосходит любые созданные людьми системы, особенно на мелководье. Пока предложенная модель является гипотезой и ее необходимо проверить, но знания, полученные при этом исследовании уже можно использовать для улучшения искусственно созданных систем, которые могут иметь преимущества перед обычными конструкциями, используемыми для мелководных операций, сообщается в публикации, сообщает Nature.

19.03.2007 07:18 |Газета.ru
На островах Галапагос спасены пять выбросившихся на берег китов

На островах Галапагос на берег выбросились 12 китов. Спасти удалось пятерых животных, однако остальные семь погибли, несмотря на все усилия спасателей.
     Как рассказали представители Галапагосcкого национального парка, киты выбросились на берег острова Исабела - крупнейшего острова архипелага - вечером в субботу. Объяснения причин такого появления животных пока нет.

10.03.2007 11:39 | Первый канал
Во Владивостоке обитатели и сотрудники местного дельфинария готовятся к весне
Видеоматериал ©Первый канал

Небольшое представление для нечастых гостей. Посетителей в холодную погоду у владивостокского дельфинария немного. Но восторга у тех, кто пришел, хоть отбавляй.
     Юля, например, вообще впервые видит дельфинов. Раньше только по телевизору смотрела на них. Холодное время года для этих красавцев - любимый сезон. В природе белухи живут в подобных условиях. Именно зимой вода в Амурском заливе остывает и становится наиболее чистой.
     Но приход весны в этом году угрожает питомцам. Обильные снегопады, прошедшие во Владивостоке, принесли пять месячных норм осадков. Талые воды опасны для этих дельфинов . единственных на Дальнем Востоке России.
     Во Владивостоке уже начинает теплеть. А грязный снег с городских улиц почему-то свозят на берег Амурского залива. И тонны талой воды уйдут в море.
     Если в хорошую погоду в дельфинарии даже дно видно, то уже скоро, по словам сотрудников, вода здесь станет просто опасной для жизни. Пока власти не очень-то прислушиваются к призывам ученых не вывозить снег на побережье.
     В прошлый раз с загрязнением в дельфинарии боролись всем коллективом. Животных спасли. Новой оттепели здесь ждут с тревогой. И готовят сачки и боновые заграждения, чтобы не допустить трагедии.

01.03.2007 06:48 | www.rian.ru
Япония впервые за 20 лет не смогла выбрать квоту на промысел китов

ТОКИО, 1 мар - РИА Новости, Михаил Тургиев. Япония из-за пожара на головном судне японской китобойной флотилии "Ниссин-мару" выбрала только две трети квоты на промысел китов в 2007 году, сообщают в четверг японские СМИ.
     По словам представителя Агентства рыболовного промысла Японии Такахидэ Наруко, японская флотилия возвращается, выловив 508 вместо запланированных 950 китов.
     "Это первый случай за последние 20 лет, когда мы вынуждены прекратить исследования. Мы очень разочарованы", - сказал Наруко.
     Слово исследования употреблено не случайно. Официально Япония ведет лов китов исключительно в научных целях. Она добилась выделения специальной квоты для своих ученых, после того как в 1986 году был введен мораторий на промысел морских гигантов. Однако в действительности китовое мясо, после того как ученые проводят исследования, часто оказывается в меню дорогих ресторанов.
     Судно "Ниссин-мару", возглавляющее флотилию из шести китобойных шхун, единственное, где есть цех для разделки китовых туш. Именно в этом отсеке в середине февраля произошел пожар, в результате которого корабль получил повреждения, вынудившие его направиться обратно в порт. Другие корабли также последовали за "Ниссин-мару". Они вышли на охоту в ноябре прошлого года и должны были вернуться только в начале апреля.
     Между тем, по сообщениям агентства Ассошиэйтед Пресс, представитель японского института изучения китообразных Гленн Инвуд заявил, что исследовательская программа в Антарктике будет продолжена в декабре. Ремонт "Ниссин-мару" завершится в мае или июне. Кроме малых и обычных полосатиков планируется распространить исследования и на горбатых китов, которые находятся на грани исчезновения, сказал он.

26.02.2007 20:18 | NEWSru.com
"НИ": под угрозой закрытия единственный на Дальнем Востоке дельфинарий

Дельфины Амурского залива на Дальнем Востоке могут погибнуть из-за грязи и химических реагентов. В целях экономии бензина, снегоуборочные машины коммунальных служб Владивостока сваливают снег с остатками реагентов и мусором прямо на набережной в центре города. Ихтиологи с ужасом ждут весны, когда грязь потечет прямо в Амурский залив, пишет газета "Новые известия".
     Экологическая катастрофа грозит закрытием единственного на российском Дальнем Востоке дельфинария. Он был построен 15 лет назад как военный объект: сначала там готовили "подводных диверсантов", после конверсии "демобилизованных" морских животных начали обучать мирным фокусам.
     Постепенно дельфинарий стал непременным пунктом в экскурсионной программе для иногородних туристов. Более того, специалисты Тихоокеанского института рыбной промышленности (ТИНРО), на балансе которого находится дельфинарий, начали обучать редких млекопитающих для зоопарков других стран. Один из воспитанников дельфинария теперь радует посетителей океанариума в японском городе Саппоро.
     Сейчас в дальневосточном дельфинарии живут восемь белух. А в ближайшие дни к ним подселят морских котиков и нерп. Однако обитателям дельфинария угрожают продукты жизнедеятельности человека. Собранный на улицах Владивостока снег коммунальщики сбрасывают прямо на набережной возле дельфинария. За неделю, прошедшую со времени последнего снегопада, на берегу Амурского залива уже образовался снежный холм высотой в три метра. Снег в этом "сугробе" перемешан с песком, гравием, химическими реагентами и мусором.
     Весной, когда снег начнет таять, нечистоты потекут прямо в Амурский залив. "Самое страшное, что в период таяния снега происходит распресование воды. Пресная вода попадает в морскую в большом количестве и меняет ее состав. Наши животные это переживают с трудом, - сетует на страницах "НИ" заместитель директора ТИНРО Юрий Блинов. - Даже с берега можно увидеть, что они (животные) задыхаются. Лежат у поверхности воды и тяжело, прерывисто дышат. Каждый вздох им дается с трудом. Мы, конечно, их лечим, даем витамины. Но это что мертвому припарка. Весной вода становится такой грязной, что у них на коже выступают язвы".
     Городские власти загодя определили девять мест для свалки снега, среди которых окрестности дельфинария не значатся. Остается загадкой, почему коммунальщики захотели превратить набережную в непосредственной близости от места обитания дельфинов в один из зимних полигонов для сброса снега.
     Газета предполагает, что всему виной желание сэкономить на бензине: снег везти далеко не надо, поскольку набережная находится в самом центре города.
     Несколько лет назад в аналогичной ситуации вмешательство местной прокуратуры заставило городские службы убрать свалку. В 2007 году, однако, правоохранительные органы смотрят на происходящее сквозь пальцы и до сих пор не предприняли необходимых шагов, заключает "НИ".
     А пока биологи вынуждены готовиться к закрытию дельфинария, если ситуация не изменится. Выживших белух планируется отправить в Китай или Японию, где морским животным смогут обеспечить лучшие условия существования.
     Следует отметить, что параллельно с пренебрежением к проблемам дельфинария власти Владивостока намереваются построить океанариум, который должен затмить собой знаменитый новозеландский аналог, пишет газета "Владивосток".

16.02.2007 11:53 |
Кашалоты вернулись в Средиземноморье

Итальянские физики обнаружили в 20 километрах от берегов Сицилии кашалотов, которые считались почти исчезнувшими в Средиземном море, сообщает ИТАР-ТАСС.
     Ученые записывали звуки на глубине двух тысяч метров и заметили, что каждые два дня подводные микрофоны улавливали "голоса" от трех до пяти кашалотов.
     До сих пор считалось, что в Средиземном море осталось всего несколько десятков этих морских млекопитающих. Но теперь выяснилось, что их численность составляет, по крайней мере, несколько сотен.
     Таким образом, проведенные эксперименты опровергли мнение о том, что кашалоты были уничтожены промысловым рыболовством. К тому же их присутствие в Средиземном море, по мнению исследователей, указывает на улучшение экологической ситуации.

НТВ

15.02.2007 08:36 | www.rian.ru
Международная китобойная комиссия разрешила коммерческий лов китов

13.02.2007 | lenta.ru
ВМС США будут использовать дельфинов для борьбы с терроризмом

Военно-морской флот США намерен использовать дрессированных дельфинов и морских львов для защиты военно-морских баз от атак террористов, сообщает Associated Press.
     По мнению специалистов, дрессированные морские млекопитающие могут защитить военно-морские базы и порты от проникновения в охраняемую зону боевых пловцов или террористов-аквалангистов.
     Дельфины, свободно ориентирующиеся под водой, способны обнаружить боевого пловца в гораздо более сложных условиях, чем стандартные гидролокаторы и шумопеленгаторы. Также дельфины могут обнаруживать подводные мины.
     Морские львы способны нести в зубах ловушки, представляющими собой эластичные манжеты на длинных тросах. При обнаружении пловца дрессированный зверь может накинуть ловушку ему на ноги, что позволит извлечь диверсанта из воды и задержать его.
     В настоящее время ВМС США располагают примерно 30 морскими львами и несколькими десятками дельфинов, способных выполнять обязанности охранников.

13.02.2007 13:28
Китобои наступают с суши
Видеоматериал ©Вести.ru

Представители общества защиты животных устроили настоящую охоту на японское китобойное судно. Сразу два корабля "зеленых" преграждали путь японцам, пока те не начали подавать сигналы бедствия. В итоге суда столкнулись, корабль китобоев получил серьезные повреждения. Японцы уже обвинили защитников природы в умышленном нападении и даже терроризме. "Зеленые" своей вины не признают и говорят, что столкновение произошло по неосторожности. Этот случай сегодня точно будут обсуждать в Японии - в Токио началась международная конференция, главной целью которой является возрождение и легализация промышленного китобойства. США, Австралия, Новая Зеландия и более 20 других стран-противниц охоты на этих редких млекопитающих на этот раз объявили японцам бойкот.
     Официальный повод встречи - нормализация китового промысла, но почти ни у кого в мире нет сомнений, что Япония в очередной раз пытается осуществить свою заветную мечту - возобновить коммерческое китоловство.
     "К сожалению, из-за отсутствия стран-противников китового промысла легитимность нашей встречи может пострадать. Но я все равно считаю, что это прекрасная возможность обсудить будущее и нормализацию китобойства", - заявил Хидэки Моронуку, директор агентства по рыболовству Японии.

Охота на китов запрещена Международной комиссией по китоловству еще в 1986-м. Но есть одна лазейка - ловля "в научных целях". Вот из Японского порта в сторону Антарктиды выходит корабль "Нисин Маару". На его борту крупная надпись: "Исследования". Не столько для ликующей публики, сколько для телекамер директор Института исследования китов объявляет, что китобойная экспедиция позволит ученым следить за изменением климата.
     За прошлый сезон в научных целях японские китобои уничтожили более 1300 китов. Во время разделки туш на борту судна моряки держат плакаты с надписями, что проводятся исследования. Эта демонстрация для активистов "Гринпис". Каждый год в южных морях разворачивается настоящее сражение японских китобоев с защитниками природы. По сути своей это битва западной культуры с восточной традицией.
     И китобойством, и поеданием китов Япония занимается с доисторических времен. И, как и тысячи лет назад, сегодня торговцы на японском рынке Цукидзи каждый день предлагают свежее китовое мясо, которое сразу же расходится по ресторанам. Если корейцы едят собак, а китайцы - обезьян, почему тогда нельзя есть китов?
     "Это бизнес для определенного круга людей. И если запрет на китобойство будет отменен, как того хочет Япония, это позволит им развернуться в полную силу", - сказал Джон Боулер, активист международной организации "Гринпис".
     Кроме Японии китовым промыслом таких же "научных масштабах" занимаются еще Норвегия и Исландия. Но, по словам зеленых, только Япония добивается отмены моратория на коммерческое китоловство со свойственной ей последовательностью.
     "Мы располагаем сведениями, что 22 страны, входящие в Международную комиссию по китоловству, получают от японского правительства очень большие деньги, поэтому эта конференция в Токио не имеет ничего общего с "нормализацией" - это просто покупка голосов", - говорит Дзюнити Сато, активист японского отделения организации "Гринпис".
     Как говорят в "Гринпис", за последние 13 лет Япония потратила на китобойное лобби 820 миллионов долларов. Неопровержимых доказательств нет, но в любом случае останавливаться на этом Япония не собирается.
     В современной японской кухне китовое мясо - далеко не самый главный ингредиент, хотя торговля им - действительно неплохой бизнес. От самой идеи массового убоя китов простые японцы не в восторге, как жители Запада не поддержали бы идею массового убоя, например, слонов. Покоя японцам не дает национальная гордость. Как говорят здесь, если остальной мир нас не понимает, это еще не значит, что остальной мир прав.