На главную

Галерея Дельфинарии Разное Ссылки

Поведение

 

Происхождение

Анатомия

Адаптация

Питание

Размножение

Органы чувств

Эхолокация

Поведение

Энциклопедия
видов

 
 
 

     Неоспоримым фактом, выделяющим дельфинов среди животных, служит размер их головного мозга. По ряду индексов головного мозга зубатые киты занимают одно из первых мест среди млекопитающих (Portmann, 1959; Pilleri, 1962; Ridgway et al., 1966).

     Принято считать, что относительный объем мозга отражает уровень интеллектуального развития животного. Так, Л. В. Крушинским (1968) показано, что успех решения элементарных логических задач, в основе которого лежит способность к экстраполяции, коррелирует в пределахкаждого класса животных с относительным объемом их мозга. Поэтому можно согласиться с мнением Дж. Лилли (Lilly, 1967), что размер мозга дельфинов является важной предпосылкой для того, чтобы считать их обладателями высокоразвитого интеллекта. Наблюдения за поведением китов и дельфинов в природе и изучение их поведения в лабораторных условиях также дают некоторым исследователям основание выделить дельфинов среди млекопитающих, приблизив их даже по умственному развитию к человеку.
     Одним из основных доводов в пользу рассудочной деятельности у дельфинов, сходной с человеческим разумом, явилось мнение об исключительном богатстве звуковой сигнальной информации, которой обмениваются эти животные (см. гл. 10). Некоторыми исследователями (Lilly, 1961,1967; Tiet.z, Taylor, 1964; Г!аstian, 19G7; и мн. др.) были проведены эксперименты для подтверждения мнения о том, что дельфины обмениваются смысловой информацией и могут быть обучены человеческой речи. Однако результаты проведенных экспериментов не дали пока четких результатов, подтверждающих гипотезу о наличии у дельфинов способностей к обмену информацией при помощи звуковых сигналов, напоминающих язык человека. Скорость обучения рассматривается некоторыми исследователями как показатель высоких умственных способностей. Действительно, дрессировщики, обучающие дельфинов цирковым номерам, отмечают способность дельфинов быстро приобретать навыки. Для выполнения сложных заданий им достаточно два-три раза показать требуемое. Но вместе с тем существуют номера, на отработку которых дельфинам требуются месяцы. Несмотря на большой интерес к поведению китообразных, до сих пор имеется очень мало работ, посвященных специальному изучению характера высшей нервной деятельности дельфинов.

     Одним из важных косвенных поводов для рассмотрения дельфинов как животных с высокоразвитой умственной деятельностью является их чрезвычайная социальность.

Особенности состава стада и группировок китообразных

Состав стада зубатых китообразных

1. Подавляющее большинство видов зубатых китообразных — стадные животные.
2. В стадах зубатых китообразных наблюдается явная сезонная дифференциация по половому признаку. Половозрелые самцы образуют самостоятельные стада и смешиваются со стадами самок с детенышами лишь в период размножения.
3. У некоторых изученных видов основой смешанного стада является самка, вокруг которой группируется ее потомство разного возраста. Эта первичная группировка существует на протяжении многих лет, и размеры ее могут колебаться в зависимости от возраста самки. Многие самки, приступившие к размножению, могут оставаться в этом же косяке; самцы же (достигшие половой зрелости) покидают семью и образуют обособленные группировки.
4. В периоды размножения, массового скопления корма, во время длительных сезонных миграций происходит временное объединение большего или меньшего числа первичных семейных групп с косяками взрослых самцов в стада большой численности.

Состав стада усатых китообразных

1. небольшие группы крупных половозрелых размножающихся самок; чаще встречаются в апреле — июне;
2. группы (до шести—восьми особей) половозрелых крупных самцов, доминируют в августе;
3. смешанные группы (до пяти—шестнадцати особей), содержащие главным образом молодых половозрелых самцов, вокруг которых группируются неразмножающиеся особи (яловые самки и молодежь, вступающая в период полового созревания). Ядро смешанной группы финвалов составляют половозрелые самцы, возле которых объединяются неразмножающиеся молодые особи; такие смешанные группы чаще встречаются осенью;
4. небольшие группы из неполовозрелых особей;
5. пары, состоящие из самца и самки (образуются на период размножения, чаще осенью);
6. пары, состоящие из взрослой самки и ее детеныша-сосунка.

Половое поведение

В период спаривания у всех видов китообразных наблюдается характерное половое поведение, носящее ярко выраженный ритуальный характер.

В литературе давно описаны отдельные многочисленные наблюдения полового поведения китообразных в природе. Наиболее последовательное и полное описание полового поведения дельфинов оказалось возможным лишь в неволе. Большое сходство в проявлении ухаживания у китообразных в природе и у некоторых видов дельфинов в неволе дает основание полагать, что формы полового поведения у всех китообразных (во всяком случае, у зубатых) в общих чертах сходны.

Типичный «ритуал» ухаживания дельфинов состоит из следующих стадий:
1) товарищеское общение,
2) преследование,
3) перекрестное плавание,
4) позирование,
5) потирание генитальной части рострумом и плавниками,
6) покусывание,
7) копуляция

Взаимоотношения родителей и потомства

Известно, что новорожденные дельфины с первых мгновений весьма приспособлены к самостоятельной жизни (в отличие от детенышей других млекопитающих). Малыши рождаются способными видеть, слышать, плавать, обмениваться с матерью звуковой информацией, отличать свою мать от других дельфинов.

В течение первых недель дельфиненок не отплывает от матери. У новорожденных существуют особые, видимо врожденные формы поведения, способствующие его выживанию в первые дни жизни: он плывет сзади и несколько сбоку от спинного плавника матери, оказываясь таким образом в наиболее защищенном месте. Если поблизости находится еще одна взрослая самка, она плавает рядом с матерью, так что детеныш попадает между двумя спинными плавниками и защищен с обеих сторон. Плавая рядом с матерью, дельфиненок никогда не отстает от нее, с какой бы скоростью ни плыла мать, не затрачивая при этом много усилий, - этому способствуют законы, известные из гидродинамики.

Всякая попытка детеныша в первые недели его жизни присоединиться к другим взрослым дельфинам сразу пресекается матерью. Если дельфиненок не слушается, следует наказание: мать прижимает его рострумом ко дну бассейна и держит в таком положении примерно полминуты. Такая бдительность с ее стороны оправдана, поскольку были зафиксировнаы случаи нападения взрослых самцов на только что родившегося дельфиненка, вследствие чего на его теле были обнаружены следы сильных укусов.
Потерявшись, детеныш активно разыскивает мать. При этом он на большой скорости плавает по кругу, у поверхности воды, в том месте, где он был с нею в последний раз, непрерывно посвистывая.
Обычно какая-нибудь взрослая самка помогает матери по уходу за новорожденным и его защите. А. Мак-Брайд и Г. Критцлер (1951) наблюдали, как другие самки помогали матери-афалине поднимать мертворожденного детеныша. Помогающая матери самка отражает агрессивно настроенных самцов. Такую заботу о безопасности новорожденного проявляют иногда несколько самок в продолжение нескольких недель после его рождения. При любой тревоге в бассейне все дельфины собираются группой, в середине оказываются детеныши с матерью и опекающая его самка.

Взаимопомощь и сотрудничество среди взрослых китообразных

Одной из наиболее характерных черт стадного поведения всех китообразных является сотрудничество и взаимопомощь среди взрослых особей, которые выражаются в самых разнообразных формах. Здоровые особи оказывают помощь нуждающемуся в ней члену сообщества независимо от пола и возраста. Многочисленные прямые наблюдения за дельфинами в неволе и за другими китообразными в природе являются этому ярким подтверждением.

Обычно помощь пострадавшим и больным животным состоит в том, что один или несколько здоровых животных поддерживают ослабевшего сородича, время от времени выталкивая его на поверхность для очередного вдоха. Такая помощь может длиться до нескольких часов и дней, пока пострадавший не оказывается в состоянии плыть и дышать без посторонней помощи. Выталкивание пострадавшего на поверхность может осуществляться разными способами.

Этот инстинкт оказания помощи пострадавшим проявляется у китообразных настолько сильно, что часто подавляет инстинкт самосохранения.
Анализ всех имеющихся данных показывает, что помощь оказывается китообразными не во всех случаях. Так, по наблюдениям А.Г. Томилина (1935), самки серых китов не оказывают помощи раненым самцам. Самцы же этого вида спасали пострадавших самок. А. Ионсгард, О. Нордли, В. Шевилл наблюдали несколько стай белобоких дельфинов и не отметили ни одного случая оказания помощи загарпуненным животным. Есть наблюдения (Белькович, Крушинская и Гуревич, 1969), показывающие что погибающей самке афалины-сородичи не оказывали помощи, а даже старались держаться от нее подальше, хотя она все время подавала сигналы бедствия. В других же ситуациях в том же бассейне дельфины той же группы усердно помогали ослабевшим особям.

Из приведенных примеров следует, что китообразные оказывают помощь своим сородичам весьма дифференцированно и, видимо, эту форму поведения вряд ли можно сводить только к простой автоматизированной безусловной реакции. Случаи же выталкивания неодушевленных предметов на поверхность воды, которые обычно приводятся в качестве одного из наиболее убедительных аргументов в пользу существования такого инстинкта, не менее логично могут быть объяснены игровым поведением животных, столь характерным для зубатых китообразных.

Но все эти многочисленные наблюдения за поведением китообразных не дают пока возможности понять, при каких условиях и в силу каких причин оказывается помощь, когда раненое или больное животное предоставляется самому себе и покидается членами сообщества. Этот вопрос еще требует серьезного изучения.

Поведение во время питания

Сотрудничество и кооперированность в стае некоторых зубатых китообразных во время охоты развиты достаточно сильно.

Колдуэлл сообщает, что пятнистые дельфины могут формировать большие стаи для нападения на головоногих моллюсков. Тихоокеанская гринда также известна своими согласованными действиями в стае во время охоты. Существует четкая организация в группе косаток, которые нападают на других морских млекопитающих, всегда объединившись. Окружают стаю рыб во время охоты морские свиньи. В то же время в других случаях зубатые китообразные, например, афалины, кашалоты, обыкновенные дельфины, во время кормления могут рассредоточиваться и не проявлять никаких специфических черт поведения.

В неволе, во время кормления дельфины "скорее демонстрируют конкурирующее, нежели кооперирующее поведение". Больше рыбы получают более активные, агрессивные животные; вновь поступившим в бассейн животным пища в течение нескольких дней вообще может не доставаться. С другой стороны, в наблюдаемом нами сообществе афалин рыбу в первую очередь получали молодые животные. Взрослые дельфины не пытались отнимать корм у малышей.
Конкуренция в виде игры между дельфинами наблюдалась только тогда, когда их кормили из рук. Они притапливали друг друга, наваливаясь брюхом на голову соседа, но драк при этом никогда не происходило.

Игровое поведение китообразных

Любопытство и игривость - два основных качества дельфинов, которые отмечают все исследователи, изучавшие поведение зубатых китообразных в океанариумах.

Действительно, дельфины проводят в играх почти все свободное от отдыха и еды время, и игры их удивительно разнообразны. По всей вероятности, чрезвычайно развитое любопытство и игривость побуждают представителей многих видов китообразных часами прыгать около пароходов, подчас рискуя жизнью, устанавливать контакты с человеком в естественных условиях.

Игровая деятельность у новорожденных афалин наблюдается уже в возрасте двух недель. Во время отдыха матери дельфиненок пытается присоединиться к другим взрослым дельфинам, включиться в их игру, играть с рыбами и т.д. Интересно, что в этот период у молодых афалин особенно сильно развита подражательная деятельность; это в значительной степени и способствует развитию игрового поведения.
Естественно, молодые дельфины чаще объединяются в играх друг с другом, чем со взрослыми дельфинами; обычно один из них, наиболее любознательный, смелый и активный, бывает "заводилой", остальные следуют за ним, стараясь во всем ему подражать.

Дельфины могут играть в одиночку, парами или в группе, с удовольствием включаются в игру с ухаживающими за ними людьми. Дельфины часто и подолгу гоняются друг за другом по бассейну, устраивая так называемые шуточные бои. При этом один может укусить другого, ударить хвостом, прижать к стенке, утопить, но серьезных драк при этом не происходит. Когда одного из дельфинов кормит или ласкает на краю бассейна кто-нибудь из сотрудников, то остальные начинают отпихивать его и возникают драки за привилегию быть поглаженным.
Во время кормления один из дельфинов может растолкать и выхватить рыбу из-под носа у других и тут же ее бросить. А затем снова пытаться заполучить рыбу просто так, видимо, "ради спортивного интереса".

Кожа дельфинов очень чувствительна к прикосновению, они любят тереться о разные предметы, и поэтому в бассейнах устанавливают специальные чесалки из нескольких щеток. Во время закачки воды в бассейн дельфины очень любят нырять под струей.
Отмечается еще одна форма поведения, которую, вероятно, можно рассматривать как игру. В бассейне дельфины "встают на голову" и ритмично постукивают хвостом по поверхности воды. Эта форма игры и короткие ритмичные прыжки, сопровождаемые ударами хвоста по воде, по мнению Мак-Брайда, сходны с ритмичными притоптываниями ногами в танцах у шимпанзе.
Игры, как пишет П.Кропоткин (1922), представляют собой выражение желания тем или иным путем войти в общение с другими особями того же или иного вида. По широко распространенному мнению, игры у животных, главным образом имеют учебно-познавательную сущность. Играя, животные познают элементы окружающей среды, что подготавливает их к надлежащему поведению в зрелом состоянии.

Чем выше организация центральной нервной системы животного, тем больший удельный вес в его поведении занимает игровая деятельность. У дельфинов длительность игр превосходит таковую у любых других млекопитающих, и это, несомненно, характеризует необычайно высокий уровень эмоционального поведения. Как прямо это поведение связано с высотой умственного развития покажут дальнейшие исследования.    


List100 Counter Литература: A. B. Яблоков, В. М. Белькович, В. И. Борисов Киты и дельфины (Монографический очерк, Издательство «Наука», Москва 1972)